В статье рассматриваются мнения различных авторов о проявлении патриотизма в разных возрастных группах.
Ключевые слова: патриотизм, дошкольники, формирование.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется М. Новицкой как «потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира» [3, с. 18].
Формирование любви к Родине, по мнению Ю. Е. Антонова и Л. В. Левиной:
– «в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;
– в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;
– в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности» [2, с.11].
Т. А. Березина отмечает такие условия развития начал гражданственности дошкольников в педагогическом процессе ДОУ:
– «Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к родной стране, ее истории и культуре, их компетентность по проблеме развития начал гражданственности у дошкольников — знание традиций, истории, фольклора и умение заинтересовать этим детей.
– Обеспечение активной позиции ребенка при освоении содержания, включение его в разные виды «странопознающей» деятельности.
– Ориентированность этой деятельности на эмоциональный опыт ребенка, его эмоциональную сферу в целом (стремлением вызвать интерес, удивление, восхищение, гордость и др.).
Обеспечение связи жизни ребенка, его семьи и жизни района, города, страны. Возможности участия ребенка совместно с близкими взрослыми в городских событиях, обсуждении «перспектив жизни страны», участие в общественных гуманитарных акциях.
– Организация предметно-развивающей среды, инициирующей интерес ребенка, активность в познании социального мира.
– Вовлечение родителей в развитие интереса дошкольников к родной стране, совместное с педагогами приобщение к ее истории и культуре Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии начал гражданственности дошкольников» [2, с.23–24].
Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования.
Во-первых, психофизиологические особенности дошкольников создают благоприятные возможности для формирования основ моральных качеств в этом возрасте. Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Березиной, — «формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность» [1, с.14].
Задачи патриотического воспитания, по мнению Т. А. Березиной, включают:
– «формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
– формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям)» [1, с.15].
Содержанием патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, считает Т. А. Березина, является:
– «приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
– знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
– проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
– организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости» [1, с.15].
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности совсем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Литература:
- Березина Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны// Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 9. — С. 16–23.
- Как научить детей любить Родину: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 г.»./ авт.-сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2003. — 195 с.