Применение ситуационных подходов в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 1210 раз

Библиографическое описание:

Ходосова, Е. В. Применение ситуационных подходов в образовании / Е. В. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66552/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в зависимости от технологий, согласно исследованию Дж. Вудворт.

Ключевые слова: ситуационный подход, ситуационные подходы, ситуационное управление в образовании, ситуационный менеджмент, качество образования.

Ситуационные подходы в образовании могут применяться на первых же занятиях, но для формирования компетентного и высококвалифицированного управленца необходимо, чтобы учащийся постепенно, в ходе учебного процесса, накапливал те инструменты и концептуальные подходы, которые затем с наибольшей эффективностью он сможет применить к решению более сложных управленческих задач. Руководитель должен уметь предвидеть и оценивать вероятные положительные и отрицательные последствия реализации принятых решений и применения выбранной им конкретной методики или концепции.

Ситуационные подходы в образовании позволяют будущим экономистам и управленцам освоить навык адекватно интерпретировать ситуацию и трактовать условия и обстоятельства работы фирмы как факторы и переменные, оказывающие значимое воздействие на результат.

Данный подход в управлении качеством образования опирается на правило, сформулированное еще М. Фоллет [1, c.276]: управленческие решения необходимо принимать на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Эффективное управление в каждой конкретной ситуации опирается на следующие шаги руководителя и управленческого звена [2, c. 19–22]:

– получение руководителем необходимых знаний;

– идентификация и анализ ситуации;

– выбор подхода и методов управления в сложившейся ситуации;

– оценка вероятных последствий ситуационного управления;

– создание необходимых условий для проведения изменений;

– проведение изменений.

Для того, чтобы понимать основные параметры ситуационного управления, необходимо рассмотреть ряд факторов, определяющих эффективность применения тех или иных управленческих подходов. Так, в качестве определяющих переменных, играющих решающую роль при выборе наиболее уместной управленческой концепции и инструментов, различные исследователи называли [3]:

– технология, которая используется (Джоан Вудворд);

– состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш);

– размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).

В 1953 г. Дж. Вудворд и группа исследователей из Технологического колледжа Южного Эссекса сделали несколько исследований, которые определяли связь технологии и организации. Под технологией понималось в качестве комплекса предметов и процессов, участвующих в преобразовании сырья, труда и данных в финальные продукты и услуги. Данный масштабный анализ включал 100 британских организаций, относящихся к различным областям промышленности. Эти организации были отделены и сгруппированы в 3 категории и по этим критериям были определены основные характеристики организационной структуры управления [3]:

Таблица 1

Особенности применения управленческих методов иконцепций взависимости от технологий, согласно исследованию Дж. Вудворт

Типы компаний

Особенности орг. структуры управления

штучное/мелкосерийное производство (например, пошив одежды на заказ)

гибкость отношений «начальник — подчиненный», подразделения в них соответствовали какому-то из типов изготовляемой продукции, специализация внутри подразделений была низкой, принятие решений децентрализовано, и в подчинении у одного руководителя было небольшое количество служащих

массовое/серийное производство (изготовление большого количества стандартной продукции, типа дешевых автомобилей)

жесткость административной структуры, подразделения складывались из людей, делавших одну и ту же операцию в общем технологическом процессе, уровень специализации был высокий, решения принимались централизованно, и каждый руководитель имел большое количество подчиненных

процессуальное/непрерывное производство (например, пивоваренное)

Гибкая структура, с децентрализованным принятием решений, с низкой степенью специализации

По результатам анализа были сделаны заключения о том, что в компаниях 1-го и 3-го типов самое значимое было прямое неформальное общение, одновременно в организациях 2-го типа предпочтение ставились превыше всего формальные, написанные договора и распоряжения. Помимо этого, в организациях массового производства наблюдалось классическое противодействие линейных и штабных сотрудников, при котором первые несли ответственность за принятие решений и управление сотрудниками, когда 2-й предпринимал консультативные и вспомогательные задачи. Напротив, на предприятиях 1-го и 3-го типов грань между линейными и штабными сотрудниками была стерта за счет того, что от линейных управляющих также требовались профессиональные технические задания. Кроме того, средний уровень квалификации всех работников предприятий второго типа был ниже, а количество ступеней административной структуры и подчиненных у каждого руководителя — больше. Итог, который получился, согласно Дж. Вудворд говорил о том, что это соотносится со стандартизацией задач в организациях, где имеется массовое производство, и что, технология определяет свойства организационной структуры.

Литература:

1. Шаш Н. Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. — М.:ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. — С. 276.

2. Жданов С. А., Сильченко А. П. Модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике // Вестник Российского Университета Дружбы Народов (РУДН). Серия «Информатизация образования”. — 2012. — № 1. — С. 19–22.

3. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебное пособие для бакалавров. — РрД: Феникс, 2013.

4. Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.

5. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.

Основные термины (генерируются автоматически): подход, ситуационное управление, административная структура, массовое производство, принятие решений, проведение изменений.


Ключевые слова

качество образования, ситуационный подход, ситуационные подходы, ситуационное управление в образовании, ситуационный менеджмент

Похожие статьи

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

В данной статье анализируются области и задачи применения психодиагностики в сфере управления персоналом. Выделены основные группы тестов, используемые в кадровой работе, а так же предложены примеры реальных практических методик к каждой из групп.

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Оценка коммерческого потенциала инновации

В статье рассмотрены существующие подходы к оценке инновации, выделены их особенности, рассмотрены методы оценки коммерческого потенциала инновации, их особенности, выявлены недостатки существующих методов.

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Похожие статьи

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

В данной статье анализируются области и задачи применения психодиагностики в сфере управления персоналом. Выделены основные группы тестов, используемые в кадровой работе, а так же предложены примеры реальных практических методик к каждой из групп.

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Оценка коммерческого потенциала инновации

В статье рассмотрены существующие подходы к оценке инновации, выделены их особенности, рассмотрены методы оценки коммерческого потенциала инновации, их особенности, выявлены недостатки существующих методов.

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Задать вопрос