В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила ее составления. Приведено значение использования данной технологии.
Ключевые слова: речь, развитие речи, технология, синквейн, инновационная технология, старший дошкольный возраст.
The article substantiates the feasibility and effectiveness of using Sincwine technology in the development of speech of children of senior preschool age. The compilation rules are indicated. The importance of using this technology is given.
Keywords: speech, speech development, syncwine technology, innovative technology, senior preschool age.
Одним из эффективных и интересных методов, позволяющий активировать познавательную деятельность детей и способствующий развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна. Считается, что данная технология не требует специальных условий для использования и, в отличие от составления рассказа, требуется меньше времени, но синквейн имеет более строгие условия по форме изложения.
Синквейн — французское слово, что в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Сама форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) — это японское трёхстишие и танка — пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое слово носит в себе большую информацию и довольно эмоциональную окраску.
Традиционный (классический) синквейн, как один из жанров поэзии, базирован на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем времени синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста. Он используется в очень многих странах мира, а также и в России, с конца девяностых годов. В дошкольном возрасте уже разрешается учить детей создавать синквейны в игровой форме.
Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять непосредственно главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать.
Синквейн используется как один из методов развития образной речи, который позволяет довольно быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность и целесообразность использования технологии «синквейн» объясняется многими факторами, а именно:
– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
– гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического контроля;
– способствует обогащению и актуализации словаря;
– является инструментом диагностики;
– носит характер комплексного воздействия, то есть развивает речь, память, внимание, а также мышление;
– используется для усвоения изученной темы;
– является приемом игры.
Правила составления технологии «синквейн»:
В первой строке — находится сама тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет, о котором и идет речь. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают и небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает непосредственно на такие вопросы как: кто? что?
Во второй строке — располагаются уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке — имеются три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на такие вопрос как: что делает? что делают?
В четвертой строке — содержится фраза либо предложение, которое состоит из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырех слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. Также может быть возможно, что в данной строке предложение может состоять как из трех слов, так и из пяти.
Пятая строка — считается последней. Указывается лишь одно слово, а именно существительное. Оно отражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом, о котором и говорится в синквейне. Вместо одного, может быть также и два слова. Позволяется применять и другие части речи.
Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребенка с родителями, например нарисовать предмет и составить синквейн.
Задания для детей на создание синквейна могут быть абсолютно различными:
– придумывание к одному слову-предмету по лексической теме;
– составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием непосредственно слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;
– корректирование уже готового синквейна;
– анализирование неполного синквейна, чтобы определить отсутствующую часть (например, получен синквейн без соответствующей темы — без первой строки; в данном случае нужно на основе существующих ее определить).
Принято считать, что чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Такая кажущаяся простота формы данной технологии скрывает в себе сильнейший и многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать информацию, излагать свои мысли, чувства, а также и представления в нескольких словах порой не так просто даже взрослым. Это по-своему сложная и плодотворная работа.
Пример синквейна:
– Медведь.
– Коричневый, белый.
– Охотится, рычит, спит.
– Большой опасный хищник.
– Зверь.
Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, а также и мыслить. Использование технологии синквейн позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач:
– обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала;
– приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении;
– активизирует словарный запас;
– совершенствует навык использования в речи соответствующих синонимов;
– активизирует мыслительную деятельность;
– совершенствует умение высказывать свое собственное отношение и мнение к чему-либо;
– стимулирует развитие творческого потенциала детей.
Ознакомившись с такой технологией как синквейн для речевого развития, мы применили ее на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО АГПУ с детьми 5–6 лет. Данное занятие, которое называлось «Времена года. Весна», было направлено на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний о весне, на обогащение словарного запаса и на развитие связной речи детей. Главной целью являлось развитие связной речи учащихся составлением определенных синквейнов с помощью схем-моделей. Методы применялись следующие: словесный, практический, игровой, а также наглядный.
Вначале занятия перед детьми стояла задача отгадать загадки. Дети с удовольствием отгадывали несложные загадки по данной теме. Ответы состояли из разных времен года. Предлагалось их отгадки назвать одним словом. Затем выбрать какое-нибудь одно время года и рассказать о нем по схеме. После этого давалась на прослушивание аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Весна». По ней детям задавались вопросы. Следующий этап занятия состоял из игры с мячом «Без чего не бывает весны». Передавая мяч по цепочке, назывались приметы весны, а начинались ответы детей со словами «Весны не бывает без…» Дети проявили в ней активное участие. Им было очень интересно. После игры учащимся нужно было попробовать составить самостоятельные рассказы о весне с опорой на схему и различные картинки.
Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна объясняется, прежде всего, тем, что данная технология является довольно эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, а также гармонично вписывается в работу по развитию речи. Считается, что синквейн носит характер комплексного воздействия, так как он развивает не только речь, но и высшие психические функции ребенка. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества детей.
Литература:
- А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /— СПб.:Питер, 2013. — 464 с.:ил.
- Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. — 2005. — № 5.
- Юрчук Е. Н. Журнал «1 сентября» статья «Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога с дошкольниками» ОТ 30.03.2017 г.
- Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. “Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников”, Ульяновск, 2003.