В статье анализируется проблема деградации почв, приводятся примеры масштабности последствий нерационального использования земель, исследуются основные нормативно-правовые акты, регулирующие правовую охрану почв, опыт зарубежных стран по решению поставленных задач в области охраны данного важнейшего природного ресурса.
Ключевые слова: правовая охрана почв, нерациональное использование земель, деградация почв, земли сельскохозяйственного назначения, почвенный покров, эффективное землепользование.
Почвы — это национальное богатство России, выполняющее важнейшие биосферные функции. Наукой установлено, что для образования плодородного слоя почвы 2–3 см требуется от 300 до 1000 лет. Для ускоренного эрозионного процесса потребуется 5–10 лет, чтобы уничтожить то, что природой создавалось столетиями. В современной действительности происходит повсеместная и ежегодная деградация, загрязнение основного ресурса человечества. Зачастую граждане думают, что право собственности на землю дает им неограниченный набор прав по отношению к ней, но это неверно, и может привести к нанесению серьезного вреда для окружающей среды.
Серьезной угрозой для деградации почв является развитие процессов водной эрозии, опустынивание, заболачивание, закустаривание, обеднение почв. Большое количество земель главных сельскохозяйственных районов пришли в экологически неудовлетворительное состояние в 1950–1970 годы, и в последующие годы ситуация не была улучшена. Большинство почв основных сельскохозяйственных районов России пришли в экологически неудовлетворительное состояние еще в период 1950–1970 гг., и в течение всех последующих лет повсеместно сохраняется негативная динамика.
Основной нормативно-правовой акт, который регулирует правовую охрану окружающей среды, является закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. Ст. 4 закона определяет объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственный и другой деятельности, к ним, в том числе, относятся земля и недра. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» для почвы установлен комплекс организационно-правовых мер, которые подлежат применению для сохранения и восстановления этого компонента окружающей среды.
Анализируя законодательство РФ, следует заметить, что термин почва используется для обозначения природного компонента земли. Так, п. 5 ст. 13 ЗК РФ установлено, что для оценки состояния почвы Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Особой мерой для охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения почв ст. 62 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает учреждение Красной книги почв Российской Федерации или субъектов Федерации. Таким образом, законодателем придано почве особое значение, которое вытекает из ее значения в жизни человечества [5]. Такое значение почв находит отражение в практике правового регулирования земельных и экологических правоотношений.
На международном уровне лишь в некоторых европейских странах приняты законы с целью охраны почв. Например, Закон ФРГ «Об охране почв закрепляет понятие «почвы», определяются обязанности собственников и владельцев недвижимости по предотвращению негативных изменений состояния почвы на их землях. Однако проблемы охраны почв актуальны для всех стран мира и находятся в поле постоянного внимания международного сообщества. Основным принципом зарубежного законодательства является недопустимость воздействия на почву, приводящая к ухудшению ее качества, деградации, загрязнению и разрушению.
Для решения мировых продовольственных проблем 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), принявшая в 1982 г. Всемирную хартию почв, которая содержит основные принципы и руководства по устойчивому управлению почвенными ресурсами и защите почв, принятые правительствами и международными организациями. Российская Федерация в 2006 г. стала полноправным членом этой организации. В последние несколько лет ФАО поставило почву в число важнейших объектов продовольственной безопасности. Прежде всего, возросший интерес к почвам нашёл выражение в программе Глобального почвенного партнёрства (ГПП), созданного в целях объединения международных усилий для сохранения плодородных и здоровых почв для настоящего и будущих поколений. Основные «столпы» этого партнерства — это улучшение обработки почвы, сбор, хранение и обработка почвенной информации и стимулирование исследований, направленных на практические результаты [4].
Стоит отметить, что проект федерального закона «Об охране почв», соответствует принципам и нормам международного права в данной области, его содержание воплощает в себе опыт зарубежных стран. В основу федерального закона «Об охране почв» должен быть положен Модельный закон «Об охране почв», принятый еще в 2007 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, который был разработан с целью установления основных принципов государственной политики, правовых основ деятельности органов государственной власти, юридических и физических лиц в целях рационального и бережного использования почв, сохранения их качества и плодородного слоя, защиты почв от негативных воздействий, развития земельного и экологического законодательства.
Проблема сохранения почвенного покрова приобрела очень серьезное значение во многих аспектах. Признание почвы компонентом биосферы окружающей среды выводит ее из сферы подведомственных сельскохозяйственным интересам области в сферу глобальных проблем, связанных с человеком, как биологическим видом, что обуславливает необходимость закрепления проблему почв, как составную часть проблем окружающей среды.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящее время человечество вплотную подошло к рубежу, за которым дальнейший рост масштабов хозяйственной деятельности, если она будет основываться на прежнем потребительском подходе к использованию почв и земельных ресурсов, может поставить под угрозу основы жизни на планете. Сложившаяся ситуация требует скорейшего принятия мер, в том числе законодательного характера, по усилению ответственности пользователей за порчу почв и ухудшение их плодородия.
Литература:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс».
- Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» действует в редакции Закона г. Москвы от 29.04.2015 № 19. // СПС «КонсультантПлюс».
- Проект Федерального закона № 83224–3 «Об охране почв» официально опубликован не был. // СПС «КонсультантПлюс»
- Баламирзоев М. А., Мирзоев Э. М.-Р. Почвы Дагестана, геоэкологические проблемы их охраны и рационального использования // Юг России: экология, развитие. 2008. № 2.
- Столбовой В. С. (отв. ред.). Единый государственный реестр почвенных ресурсов России. — М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева Россельхозакадемии, 2014.