В статье приводятся форма синквейна и правила его составления. Указываются задачи при обучении детей составления синквейна. Обосновывается педагогическая ценность и значимость данной технологии. А также указаны этапы при обучении детей составления синквейна.
Ключевые слова: речь, развитие речи, технология синквейн, этапы при обучении, составление, дети с ОВЗ.
The article provides the form of syncwine and the rules for its compilation. The tasks for teaching children how to compose a syncwine are indicated. The pedagogical value and significance of this technology is substantiated. It also indicates the steps involved in teaching children how to compose syncwine.
Keywords: speech, speech development, syncwine technology, stages in learning, compilation, children with disabilities.
В мире довольно активно происходят различные процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не остается в стороне от процессов, которые происходят.
Речь — самое важное средство общения людей и вершина всех познавательных процессов.
Дошкольный возраст — является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития непосредственно всех сторон речи.
Изучая свой родной язык, дети усваивают не только слова, но и различные понятия, мысли, чувства, художественные образы. Именно поэтому развитие речи дошкольников нужно рассматривать как основу коррекционной работы. В практике логопедии накоплено большое количество методик, научных трудов, статей по коррекциям нарушений речи у дошкольников.
Принято считать, что сегодняшний день отличается достаточно активным и высоким ростом инновационных развивающих технологий. многие из них можно довольно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно прийти к такому выводу, что нужно на максимальном уровне использовать непосредственно все уже известные в педагогике приемы и методы, а также и современные методы, а именно такие, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи учащихся. Это все означает, опора на различные подходы, соответствовавшие требованиям ФГОС ДО.
Лексико-грамматическая сторона речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи значительно отличается от речи сверстников, которые развиваются нормально, а также их словарного запаса как в количественном и в качественном плане.
Выделяются следующие показатели бедного словаря детей:
– дети используют в своей речи общеизвестные слова и словосочетания, которые довольно часто употребляются в обиходе;
– непонимание и искажение значений слов, неумение отобрать из словарного запаса и правильно употребить в своей речи слова, которые наиболее точно отображают смысл высказывания;
– возникновение трудностей в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, неумение правильно подобрать окончания в словах.
Опыт работы педагогов с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с довольно неплохими диагностическими показателями, имеются некоторые трудности, которые связаны со скоростью актуализации имеющихся знаний и своего собственного высказывания в речи. Им требуется непосредственно больше времени на обдумывание и формулирование своих ответов.
В связи с этим явлением одновременно с задачей накопления и обогащения словарного запаса должна решаться и другая задача, которая не менее важная, а именно: создание определенных условий для его активизации, а также и актуализации собственного высказывания. И именно здесь и может помочь такая технология по речевому развитию, как дидактический синквейн.
Дидактический синквейн в отличие от других видов отличается, прежде всего, своей формой. В его пятистрочной форме текст непосредственно основывается на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка — одно существительное или местоимение, которое выражает главную тему синквейна.
Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые описывают определенные признаки и свойства выбранной темы синквейна.
Третья строка — три глагола или деепричастия, которые описывают какие-либо действия.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, которая выражает непосредственно отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — указывается одно главное слово, выражающее суть.
В обучении составления синквейна на занятиях решаются следующие задачи:
– обогащение, расширение, активизация словаря;
– знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
– подбирание к существительному прилагательных, а также глаголов;
– знакомство с понятием «предложение», составление предложения по картине, опираясь на схемы предложений;
– — выражение своего личного отношения к теме всего одной фразой.
Коррекционно-педагогическая работа над данной технологией (синквейном) обычно начинается в конце лексической недели. На самых первых порах при составлении синквейна работа с дошкольниками проводится непосредственно в подгруппах, затем в парах. Уже потом проводится индивидуально.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна расширяется, совершенствуется и обогащается словарь учащихся. Дети овладевают на занятиях такими понятиями как «живой и неживой» предмет, учатся правильно формулировать вопросы к словам, которые обозначают предметы, действия, а также и признаки предмета.
На втором этапе идет продолжение работы по обогащению и расширению словаря; составлению предложения, которое состоит из нескольких слов, показывающая непосредственно отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к объекту или предмету, который описывается. На таком этапе очень важно научить детей выражать своё определенное личное отношение к теме лишь одной фразой. Ребята составляют предложения по картинкам, используя различные схемы.
Педагогическая ценность:
– Новая технология — может открывать новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать определенные условия для свободного выбора ребенком деятельности, а также для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей. Благодаря ему становится возможна поддержка индивидуальности и инициативы всех детей.
– Считается, что синквейн в логопедической и педагогической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, а это является актуальным в условиях работы с дошкольниками.
Таким образом, работа по составлению синквейнов — это главным образом источник неиссякаемого творчества для детей, а также и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми дошкольного возраста как определенная увлекательная и интересная игра, как возможность высказать свое собственное мнение. Эффективность использования такой технологии, как синквейн, заключается непосредственно в довольно быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса закрепления понятий, расширении и обогащении словарного запаса, подбирать подходящие слова.
Литература:
- Душка Н. Синквейн в работе педагога. Журнал «Логопед», № 5 (2015);
- Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Журнал «Первое сентября», № 4(2009).
- Е. В. Заверина. Статья «Синквейн как основной метод в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии./В. М. Акименко.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.