Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей с ОВЗ / Е. А. Татаринцева, Д. И. Воробьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66555/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье приводятся форма синквейна и правила его составления. Указываются задачи при обучении детей составления синквейна. Обосновывается педагогическая ценность и значимость данной технологии. А также указаны этапы при обучении детей составления синквейна.

Ключевые слова: речь, развитие речи, технология синквейн, этапы при обучении, составление, дети с ОВЗ.

The article provides the form of syncwine and the rules for its compilation. The tasks for teaching children how to compose a syncwine are indicated. The pedagogical value and significance of this technology is substantiated. It also indicates the steps involved in teaching children how to compose syncwine.

Keywords: speech, speech development, syncwine technology, stages in learning, compilation, children with disabilities.

В мире довольно активно происходят различные процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не остается в стороне от процессов, которые происходят.

Речь — самое важное средство общения людей и вершина всех познавательных процессов.

Дошкольный возраст — является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития непосредственно всех сторон речи.

Изучая свой родной язык, дети усваивают не только слова, но и различные понятия, мысли, чувства, художественные образы. Именно поэтому развитие речи дошкольников нужно рассматривать как основу коррекционной работы. В практике логопедии накоплено большое количество методик, научных трудов, статей по коррекциям нарушений речи у дошкольников.

Принято считать, что сегодняшний день отличается достаточно активным и высоким ростом инновационных развивающих технологий. многие из них можно довольно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно прийти к такому выводу, что нужно на максимальном уровне использовать непосредственно все уже известные в педагогике приемы и методы, а также и современные методы, а именно такие, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи учащихся. Это все означает, опора на различные подходы, соответствовавшие требованиям ФГОС ДО.

Лексико-грамматическая сторона речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи значительно отличается от речи сверстников, которые развиваются нормально, а также их словарного запаса как в количественном и в качественном плане.

Выделяются следующие показатели бедного словаря детей:

– дети используют в своей речи общеизвестные слова и словосочетания, которые довольно часто употребляются в обиходе;

– непонимание и искажение значений слов, неумение отобрать из словарного запаса и правильно употребить в своей речи слова, которые наиболее точно отображают смысл высказывания;

– возникновение трудностей в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, неумение правильно подобрать окончания в словах.

Опыт работы педагогов с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с довольно неплохими диагностическими показателями, имеются некоторые трудности, которые связаны со скоростью актуализации имеющихся знаний и своего собственного высказывания в речи. Им требуется непосредственно больше времени на обдумывание и формулирование своих ответов.

В связи с этим явлением одновременно с задачей накопления и обогащения словарного запаса должна решаться и другая задача, которая не менее важная, а именно: создание определенных условий для его активизации, а также и актуализации собственного высказывания. И именно здесь и может помочь такая технология по речевому развитию, как дидактический синквейн.

Дидактический синквейн в отличие от других видов отличается, прежде всего, своей формой. В его пятистрочной форме текст непосредственно основывается на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка — одно существительное или местоимение, которое выражает главную тему синквейна.

Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые описывают определенные признаки и свойства выбранной темы синквейна.

Третья строка — три глагола или деепричастия, которые описывают какие-либо действия.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, которая выражает непосредственно отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — указывается одно главное слово, выражающее суть.

В обучении составления синквейна на занятиях решаются следующие задачи:

– обогащение, расширение, активизация словаря;

– знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

– подбирание к существительному прилагательных, а также глаголов;

– знакомство с понятием «предложение», составление предложения по картине, опираясь на схемы предложений;

– — выражение своего личного отношения к теме всего одной фразой.

Коррекционно-педагогическая работа над данной технологией (синквейном) обычно начинается в конце лексической недели. На самых первых порах при составлении синквейна работа с дошкольниками проводится непосредственно в подгруппах, затем в парах. Уже потом проводится индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна расширяется, совершенствуется и обогащается словарь учащихся. Дети овладевают на занятиях такими понятиями как «живой и неживой» предмет, учатся правильно формулировать вопросы к словам, которые обозначают предметы, действия, а также и признаки предмета.

На втором этапе идет продолжение работы по обогащению и расширению словаря; составлению предложения, которое состоит из нескольких слов, показывающая непосредственно отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к объекту или предмету, который описывается. На таком этапе очень важно научить детей выражать своё определенное личное отношение к теме лишь одной фразой. Ребята составляют предложения по картинкам, используя различные схемы.

Педагогическая ценность:

– Новая технология — может открывать новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать определенные условия для свободного выбора ребенком деятельности, а также для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей. Благодаря ему становится возможна поддержка индивидуальности и инициативы всех детей.

– Считается, что синквейн в логопедической и педагогической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, а это является актуальным в условиях работы с дошкольниками.

Таким образом, работа по составлению синквейнов — это главным образом источник неиссякаемого творчества для детей, а также и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми дошкольного возраста как определенная увлекательная и интересная игра, как возможность высказать свое собственное мнение. Эффективность использования такой технологии, как синквейн, заключается непосредственно в довольно быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса закрепления понятий, расширении и обогащении словарного запаса, подбирать подходящие слова.

Литература:

  1. Душка Н. Синквейн в работе педагога. Журнал «Логопед», № 5 (2015);
  2. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Журнал «Первое сентября», № 4(2009).
  3. Е. В. Заверина. Статья «Синквейн как основной метод в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
  4. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии./В. М. Акименко.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): словарный запас, слово, дошкольный возраст, ребенок, коррекционная работа, личное отношение, обучение детей составления, обучение составления, педагогическая ценность, собственное высказывание.


Ключевые слова

развитие речи, речь, дети с ОВЗ, технология синквейн, этапы при обучении, составление

Похожие статьи

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе

В статье рассматривается эффективная форма организации здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе. Авторы указывают на необходимость рефлексии практического занятия как важнейшего условия самореализации личности студента. Представлены рез...

Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины

Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...

Квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассматривается метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста, описываются задачи раннего обучения английскому языку дошкольников, рассмотрены игровые методы, используемые на занятиях. Дано определ...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта

В статье рассматривается процесс формирования личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) в условиях урока физической культуры старшеклассников. Автором предложены и апробированы приемы формирования ЛУУД средствами гиревого спорта. В исследовани...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Похожие статьи

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе

В статье рассматривается эффективная форма организации здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе. Авторы указывают на необходимость рефлексии практического занятия как важнейшего условия самореализации личности студента. Представлены рез...

Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины

Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...

Квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассматривается метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста, описываются задачи раннего обучения английскому языку дошкольников, рассмотрены игровые методы, используемые на занятиях. Дано определ...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта

В статье рассматривается процесс формирования личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) в условиях урока физической культуры старшеклассников. Автором предложены и апробированы приемы формирования ЛУУД средствами гиревого спорта. В исследовани...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной...

Задать вопрос