В статье рассматривается актуальность и способы ведения маркетинговой политики предприятия в условиях динамично развивающейся бизнес-среды.
Ключевые слова: маркетинг, предпринимательство, маркетинговая стратегия.
На современном этапе развития рыночных отношений, главным условием финансового роста предприятий является их интенсивная деятельность на рынке. Актуальным требованием становится информация о том, кто является конечным потребителем, и умение предприятия грамотно реагировать на изменение его требований. Без учета этих факторов экономический рост предприятия невозможен. Предприятие обязано изучать новые возможности для продажи товаров или услуг, изучать интересы и запросы покупателей, повышать престиж своего предприятия на рынке. Данное экономическое поведение обычно ассоциируется с маркетингом.
Для подавляющего числа современных организаций с учетом их стратегий и целей, маркетинговая деятельность является главной особенностью, обеспечивающей их успешное существование на рынке. Изучение конкурентной среды помогает предприятию получить больше информации о главных конкурентах, определить методы конкурентной борьбы, сравнить качество товаров, цены и т. д. [1, c. 752]
Маркетинг направляет деятельность компании на удовлетворение запросов рынка за счет создания ценностей для потребителей. Он влияет на общую эффективность работы предприятия, а также на процесс формирования прибыли.
Для достижения высоких показателей деятельности организации необходимо обеспечить устойчивое преимущество компании перед конкурентами.
Существует 3 основных фактора ориентации компании на рынке:
- Ориентация на потребителя, предполагает сосредоточение внимания на всех уровнях организации на определение потребностей покупателя, и создание на их основе ценностей, которые будут пользоваться спросом.
- Ориентация на промежуточного клиента ориентирует компанию на эффективную работу с торговыми фирмами. Их следует воспринимать как клиентов компании, учитывая в работе их специфические потребности.
- Ориентация на конкурентов предполагает определение их сильных и слабых сторон, а также разработка мероприятий, способствующих быстрой реакции на изменения рынка.
В современной бизнес-среде главная функция маркетинга заключается в создании и обеспечении свободного и конкурентного обмена между производителями и потребителями. Рынок должен быть обеспечен эффективным спросом и предложением на товары и услуги. Для этого требуется организация потока товаров и услуг между участниками рынка, а также сопровождение этого процесса потоком информации. Роль маркетинга состоит в обеспечении процесса обмена и коммуникации между продавцами и покупателями.
Главной идеей, на которой основывается весь комплекс маркетинга, является удовлетворение запросов и потребностей покупателей. Для обеспечения эффективной работы требуется исследовать запросы рынка и направлять свою деятельность на максимальное их удовлетворение [3, c. 224]. Маркетинг осуществляет изучение поведения потребителей, основу которого составляют их потребности.
Все маркетинговые исследования на начальном этапе направлены на выявление потребностей покупателей, так как от них зависит дальнейшее поведение потребителя. Потребности определяют запросы покупателя и возможность дальнейшей покупки определенного вида товаров.
Главным условием успешного существования российских компаний в настоящее время является их способность вывести на рынок такой товар или услугу, которая будет превосходить предложения конкурентов, или будет обладать новыми свойствами. Достичь успеха в коммерческой деятельности можно только благодаря удовлетворению нужд потребителей. В связи с этим маркетинг в зависимости от спроса и реализации товаров специалисты подразделяют на следующие типы:
- Стимулирующий маркетинг основан на стимулировании отсутствующего спроса. Данный тип предполагает не только стимулирование покупателей рекламой, но и на оказании помощи потребителю при использовании продукции.
- Развивающий маркетинг используется, когда реальный спрос отсутствует, но существует потенциальный. Главной задачей маркетинга в такой ситуации является превратить потенциальный спрос в реальный, этого можно добиться путем приспособления продукции под конкретные запросы потребителей или производства другого ассортимента товаров или услуг.
- Ремаркетинг используется во время падения спроса на продукцию. Для его восстановления необходимо изменить какие-либо характеристики продукции, придать ей рыночную новизну. Если с помощью данных мероприятий компания не достигла своей цели, то следующим шагом может быть переориентация на другой сегмент рынка.
- Синхромаркетинг применяется в условиях, когда спрос на товары или услуги нестабильный в различные периоды времени. Основной задачей является его стабилизация, путем приспособления к колебаниям потребителей, либо использовать методы воздействия на них.
- Демаркетинг возникает в ситуации, когда компания не может в полной мере удовлетворить существующий уровень спроса на рынке. В этой ситуации, необходимо попытаться снизить спрос, или расширить производственные мощности, путем продажи лицензии на производство продукции. Решение необходимо принимать только после глубокого и детального анализа ситуации.
- Поддерживающий маркетинг применяется, когда спрос на рынке находится на одном уровне с возможностями компании. В этой ситуации необходим постоянный мониторинг за ситуацией на рынке, в целях обеспечения стабильности и постоянства.
- Противодействующий маркетинг проводится в целях, оздоровления общества. В этом случае пропагандируется вредность тех или иных продуктов и услуг.
- Конверсионный маркетинг применяется, когда спрос на продукцию или услуги негативен. Это может произойти после выпуска на рынок некачественной продукции или услуг низкого уровня. В этой ситуации необходимо принимать срочные меры для завоевания доверия у потребителей: реклама, выставки — продажи, дегустация продукции.
Таким образом, для непрерывного развития организации необходимо аккумулировать средства, за счет которых будет осуществляться обновление, совершенствование и расширение производства. Без учета тенденций, происходящих на рынке, предприятие не может успешно существовать. Для достижения высокого уровня продаж своего товара и эффективного нахождения на рынке компаниям необходимо занимать активную позицию. Современная маркетинговая политика является олицетворением такой активности.
Литература:
- Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. — М.: Вильямс И. Д., 2019. — 752 c.
- Дайан, А. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар, и др.. — М.: Экономика, 2018. — 572 c.
- Синицына, О. Н. Основы маркетинга сферы услуг: Учебник / О. Н. Синицына. — М.: Академия, 2018. — 224 c.