Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; образовательный процесс; содержание образования
Переход к новой личностной парадигме обучения является ведущей тенденцией современного образования и в целом педагогического сознания общества. Личностно-ориентированный подход в образовании ставит перед современными педагогами множество новых и актуальных целей, таких как: поиск оптимальных путей развития личности, осознание необходимости построения непрерывного образования, индивидуализация образования, адекватное и уместное использование образовательных технологий при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута. Встает вопрос об актуальных психолого-педагогических и методических аспектах для разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в системе современного образования детей в рамках ФГОС.
Для начала необходимо вспомнить, что же такое лично-ориентированное образование — это образование, устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью, а не только с так называемым «социумом». Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным [3].
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией [3].
Индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты. Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих: — развитие представлений — «знаю», развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой одарённого ребенка и предусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получение ребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать; — развитие субъективных отношений — «хочу», развитие субъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребенка; — развитие индивидуальных технологий деятельности — «могу», развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков [1].
Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако, проблема организации ИОМ в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С. В. Воробьева, Н. Г. Зверевой, Н. А. Лабунской, В. В. Лоренц, В. В. Николиной, М. Л. Соколовой, А. П. Тряпицыной. Опираясь на определения перечисленных ученых, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [4].
Основой выбора индивидуального образовательного маршрута для ребёнка являются: достижение или углубление одарённым учащимся уровня образованности, необходимого для его продвижения по данному образовательному маршруту; успехи в творческой, социальной деятельности; жизненные планы учащегося; состояние здоровья ученика [5].
По мнению ряда педагогов, при построении индивидуального образовательного маршрута содержание образования формируется на основе: личных заказов обучающихся и их родителей; многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретического, практического, исследовательского, опытного, познавательного, творческого, производственного, самообразовательного и др.); реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ [2].
Результатом работы по индивидуальным образовательным маршрутам учащихся становится повышение результативности всех субъектов образовательного процесса, в том числе: — для учителей происходит рост компетентности в преподавании учебных предметов, активизация их участия в профессиональных конкурсах различного уровня; — для обучающихся индивидуализация образования обеспечивает гармоничное сочетание и эффективное включение проектной и внеклассной деятельности в учебную, успешную реализацию профессионального выбора, рост качества знаний по избранным областям деятельности, участие в предметных олимпиадах, конкурсах; — для родителей появляется возможность активизации взаимодействия со школой для поиска оптимальных условий развития способностей своих детей [4].
Таким образом, индивидуализация обучения учащихся вызывает позитивные эмоции у всех участников образования и приводит к росту удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса. Ведь обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов — это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Литература:
- Александрова Е. А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. № 7.
- Александрова Е. А., Алешина М. В. Элементы индивидуализации учения // Школьные технологии. 2003. № 2.
- Васьков, Ю. В. Личностно-ориентированное обучение — новая образовательная парадигма / Ю. В. Васьков // Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ч. 1. — Нежин: 2006.
- Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. № 9.
- Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. № 4.
- https://infourok.ru/user/lipatova-valeriya-mihaylovna/blog/individualniy-obrazovatelniy-marshrut-dlya-odarennogo-rebenka-kak-sposob-realizacii-lichnostnoorientirovannogo-podhoda-v-sisteme-16007.html