Статья посвящена анализу потенциальных административно-правовых составов, которые могут появиться в Кодексе об административных правонарушениях РФ под влиянием вступления в юридическую силу Федерального закона 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными». В данной статье автором на основе анализа правовых норм данного закона, а также иных правовых актов, принятых в соответствии с ним, будет проанализирована возможность появления отдельных новых составов в КоАП РФ и рассмотрена их юридическая специфика. В статье будет производиться сравнение законодательства РФ с законодательством отдельных штатов США.
Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных, безнадзорные животные, домашние животные, не дикие животные, закон об ответственном обращении с животными, 498-ФЗ, животные без владельца, ответственное обращение с животными, КоАП РФ, жестокое обращение с животными, Animal Legal Defense Fund.
Принятие в Российской Федерации Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [20] (далее — Закон) позволило говорить о новых явлениях в сфере правоотношений между человеком и животным.
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, предусмотренная статьей 245 Уголовного кодекса РФ, уже была ужесточена ранее, за год до принятия Закона. Затем, уже после его принятия, органы власти стали рассматривать вопрос о снижении возраста уголовной ответственности за жестокое обращение с животными — с 16 лет до 14. Соответствующий законопроект внесет в Государственную Думу РФ [8].
Кроме того, Закон подготовил почву для появления новых административно-правовых санкций. Предпосылки к этому были продиктованы правовыми нормами, которые содержатся в Законе и в иных нормативно-правовых актах, которые были позже приняты в соответствии с ним.
По мнению автора, сейчас, когда прошел год с момента принятия Закона и начали появляться новые нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с ним, предпосылки появления отдельных составов в КоАП РФ стали еще более явными. В Главах 3 и 4 Закона содержатся правовые нормы, содержащие гипотезу и диспозицию, и тем самым как раз и создающие предпосылки для появления санкций за неисполнение данных правовых норм.
Административная ответственность, как известно, наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. [5, c. 603]. В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, закрепляющим составы за нарушения правил поведения в сфере управления, является Кодекс об административных правонарушениях РФ.
При этом, в соответствии со статьей 1.3.1 КоАП РФ [14], к ведению субъектов РФ относится, в том числе и установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, субъекты РФ также могут устанавливать своими законами составы административных правонарушений и наказания за них. Наиболее прогрессивным является Кодекс об административных правонарушениях Москвы [11], где содержится отдельная Глава 5, касающаяся правонарушений в сфере обращения с животными.
Нарушение общих требований содержания животных
Статьей 9 Закона установлены общие требования к содержанию животных, куда включаются, в том числе, обеспечение надлежащего ухода за животными, оказания им своевременной медицинской помощи. Вполне вероятно, что потенциальный состав за нарушение данных требований будет звучать как «Нарушение общих требований содержания животных».
Интересно, что в КоАП Москвы содержится похожий состав: статья 5.1 закрепляет ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. В статье упоминаются наказания за причинение животному увечья, допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования, появление с собакой без поводка и др.
Вместе с тем потенциальный состав должен быть расширен по сравнению с тем, что указано в КоАП Москвы, поскольку он будет касаться не только домашних животных, но в целом не диких животных, правовое положение которых и регулирует Закон. При этом к не диким животным, как следует из норм Закона, относятся, помимо домашних, и безнадзорные, зоопарковые, цирковые, служебные животные [13].
Нарушение требований необходимости обеспечения дальнейшей судьбы животного при отказе от права собственности на него
По мнению автора, самой прогрессивной нормой в Законе является п. 2 ст. 9, который закрепляет обязательство хозяина животного, если он отказывается от права собственности на это животное, передать его новому владельцу или пристроить это животное в приют. Также данная правовая норма частично дублируется в подп. 3 п. 2 ст. 11 Закона.
Таким образом, из данной нормы вытекает противоправный характер деяния, когда человек в обход этому правилу выбрасывает животное на улицу. Соответственно и санкции за нарушение данной правовой нормы должны быть предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Стоит отметить, что в странах с развитым законодательством о защите прав животных, предусмотрена достаточно суровая ответственность за данное правонарушение. Так, по закону американского штата Нью-Йорк (а именно в силу Section 355 of New York Consolidated Laws, Agriculture and Markets Law) за оставление животного на улице, в общественном месте, на дороге на лицо налагается штраф в размере до 1000 долларов; также возможно лишение свободы на срок до одного года; возможно применение обеих мер наказания [2].
Самое интересное, что во многих американских штатах, включая упомянутый Нью-Йорк, оставление животного на улице относится к felony, то есть к наиболее тяжкому преступлению, в отличии от misdemeanor (проступок). Это следует, в частности, из анализа законодательства по штатам США, подготовленного юристами американской некоммерческой организации по защите прав животных Animal Legal Defense Fund [1].
Содержание вдомашних условиях животных, запрещенных ксодержанию втаких условиях
Данная санкция прямо вытекает из подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона, где устанавливается запрет на содержание отдельных видов животных в домашних условиях. При этом идет ссылка на подзаконный акт, который фиксирует перечень таких животных. На момент принятия Закона такой подзаконный акт отсутствовал, однако в июне 2019 года Правительство РФ приняло соответствующее постановление. Так, в Постановлении Правительства РФ № 795 от 22 июня 2019 года предусмотрено, какие конкретно животные запрещены к содержанию [16]. Под данный запрет попали как совершенно экзотические животные (змеи, медведи, скорпионы), так и такие, которые ранее использовались людьми в качестве животных-компаньонов (например, лисица обыкновенная).
При этом в ряде случаев содержание таких животных все же допускается [18], что также надо иметь в виду.
Натравливание животных на людей, атакже натравливание животных друг на друга
В подп. 2 п.1 ст. 9 Закона предусмотрены исключения, когда допускается натравливание животного на человека: необходимая оборона, использование служебных животных, дрессировка собак кинологами. Соответственно, во всех остальных случаях данное деяние носит противоправный характер.
Интересно, что в судебной практике довольно часто встречаются прецеденты, когда животное (в особенности — собака) квалифицируется как предмет, используемый в качестве оружия [10]. Таким образом, если в действиях лица при натравливании животного на человека будут найдены признаки, предусмотренные одной из статей Уголовного кодекса РФ, лицо может понести, помимо административно-правовой ответственности, и уголовно-правовую.
Запрет натравливания животных на других животных предусмотрен подп. 2 ст. 11 Закона. Стоит отметить, что притравочные станции в Российской Федерации, благодаря стараниям общественных активистов, ныне запрещены [7], что является большим прогрессивным шагом вперед. Сама по себе недопустимость натравливания животного на другое животное вытекает из правовых принципов, закрепленных в статье 4 Закона. В зарубежном законодательстве за данное деяние наступает достаточно суровая ответственность: например, в американском штате Массачусетс за натравливание животного на другое животное лицо может быть подвергнуто лишению свободы на срок до 5 лет [3].
Проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных ииных процедур, которые могут вызвать уживотных непереносимую боль
Данная норма, предусмотренная подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона, пропитана принципом отношения к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания (статья 4 Закона).
В рамках данного административно-правового состава можно говорить и о специальном субъекте — лице, которое оказывает медицинскую помощь животному либо осуществляет иные процедуры (как правило, ветеринарный врач).
Немного отступая от вопроса самой ответственности, стоит отметить, что вопрос ветеринарного обследования животного нуждается в более полной и всесторонней законодательной проработке. Так, в законодательстве американского штата Флорида данный вопрос регулируется очень детально, закреплены все аспекты, включая перечень медицинских процедур и даже ведение медицинской карточки конкретного животного [4].
Пропаганда жестокого обращения сживотными
Запрет на пропаганду жестокого обращения с животными установлен в статье 12 Закона. Интересно, что еще до принятия 498-ФЗ в ряде субъектов РФ действовали правовые нормы, запрещающие пропаганду жестокого обращения с животными. Например, данный запрет установлен в статье 4 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных» [12]. Правда, данный запрет в региональном законодательстве, во-первых, касался только домашних животных, а, во-вторых, был обязателен только для жителей отдельных субъектов РФ.
Теперь же данное правило касается всех недиких животных и обязательно для исполнения всеми гражданами Российской Федерации.
Нарушение правил содержания отдельных видов не диких животных
Закон регламентирует правила содержания домашних животных (статья 13); служебных животных (статья 14); животных, которые содержатся и используются в культурно-зрелищных целях (статья 15). Следовательно, за их нарушение должно последовать наказание.
Следует также иметь в виду отдельный рассмотренный нами ранее потенциальный административно-правовой состав по нарушению общих требований содержания животных, вытекающий из статьи 9 Закона. Вероятнее всего, составы по нарушению правил содержания отдельных животных будут включать квалифицирующие признаки, позволяющие отграничить эти составы от нарушения общих правил содержания животных.
Кроме того, как мы уже отмечали, после принятия Закона был разработан ряд подзаконных актов, конкретизирующих отдельные его правовые нормы. Так, был утвержден ГОСТ Р 58420–2019, закрепляющий стандарты содержания животных в зоопарках [9]. Также Приказом ФТС России, который был принят 30 июля 2019 года, утверждены нюансы правового регулирования обращения со служебными животными (правда, в привязке только к таможенным органам) [19].
Поэтому правовое регулирование данных вопросов становится более глубоким и детальным.
Нарушение правил содержания животных вприютах
С принятием Закона впервые на федеральном уровне были сформулированы нормы и правила содержания животных в приютах.
Более конкретные правила, в соответствии с п. 13 ст. 16 Закона, должны быть установлены органами субъектов. На сегодняшний день далеко не во всех субъектах РФ утверждены данные правила, однако на федеральном уровне приняты методические указания по организации деятельности приютов для животных [17].
Нарушение правил обращения сживотными без владельцев
Данные правила содержатся в статье 18 Закона и устанавливают общеобязательные правила по обращению с животными при их отлове, помещению в приют, проведению медицинских мероприятий и последующему выпуску обратно на улицу.
Требования, установленные в статье 18 Закона, по своему характеру являются достаточно конкретными. Тем не менее, более детальные нюансы могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Например, в Башкортостане региональные власти собираются принять собственный закон «Об ответственном обращении с животными» для уточнения федеральных норм, в том числе и по данному правилу [6].
Заключение
Таким образом, Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» подготовил почву для масштабных преобразований в сфере отношения человека с животными, в том числе почву для появления в КоАП РФ новых составов, которые вытекают из соответствующих норм Закона.
Стоит отметить, что уже сейчас данный вопрос в России активно решается, органы власти готовят поправки в КоАП по созданию в кодексе нескольких, перечисленных в настоящей статье, составов, в том числе и состава по оставлению животного на улице [15].
Видится, что данные изменения будут фундаментом для формирования в Российской Федерации наказаний, соответствующих тяжести правонарушений в сфере взаимоотношения человека и животного.
Литература:
- 2019 U. S. Animal Protection Laws State Rankings // Animal Legal Defense Fund. URL: https://aldf.org/project/us-state-rankings/ (дата обращения: 18.01.2020).
- Section 355 Abandonment of animals // The New York State Senate. URL: https://www.nysenate.gov/legislation/laws/AGM/355 (дата обращения: 18.01.2020).
- Section 94 // The 191st General Court of the Commonwealth of Massachusetts. URL: https://malegislature.gov/Laws/GeneralLaws/PartIV/TitleI/Chapter272/Section94 (дата обращения: 18.01.2020).
- The 2019 Florida Statutes // Online Sunshine. URL: http://www.leg.state.fl.us/statutes/index.cfm?App_mode=Display_Statute&URL=0400–0499/0456/Sections/0456.057.html (дата обращения: 18.01.2020).
- Административное право: учебник /Б. В. Россин- ский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр. и доп. -. М.: Норма, 2009. — 928 с.
- В Башкирии будет принят закон об ответственном обращении с животными // Башинформ.рф. URL: http://www.bashinform.ru/news/1402576-v-bashkirii-budet-prinyat-zakon-ob-otvetstvennom-obrashchenii-s-zhivotnymi/ (дата обращения: 18.01.2020).
- В России вступил в силу запрет контактной притравки // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. URL: http://duma.gov.ru/news/28016/ (дата обращения: 18.01.2020).
- Возраст уголовной ответственности для подростков-живодеров могут понизить // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2019/09/15/vozrast-ugolovnoj-otvetstvennosti-dlia-podrostkov-zhivoderov-mogut-ponizit.html (дата обращения: 18.01.2020).
- ГОСТ Р 58420–2019 Услуги населению. Услуги зоопарков. Содержание хищных животных. Общие требования // База ГОСТов. URL: https://allgosts.ru/03/080/gost_r_58420–2019 (дата обращения: 18.01.2020).
- Животные как орудия преступления. В. Китаева // Сейчас.ру. Новости России и мира. URL: https://www.lawmix.ru/comm/2369 (дата обращения: 18.01.2020).
- Закон г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» от 21 ноября 2007 г. N 45// Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Закон Республики Крым от 28 июня 2016 года № 260-ЗРК/2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» // Правительство Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/11063 (дата обращения: 18.01.2020).
- Кобжицкий Д. А. Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» как центральный нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения между человеком и не дикими животными // Молодой ученый. — 2019. — № 26. — С. 217–220. — URL https://moluch.ru/archive/264/61278/ (дата обращения: 18.01.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Обновленный КоАП дополнят пунктами о жестоком обращении с животными // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20191025/1560196420.html (дата обращения: 18.01.2020).
- Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»// Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Постановление Правительства РФ от 23.11.2019 N 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них»// Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 N 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию»//Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Приказ ФТС России от 30.07.2019 N 1243 «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации»// Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.