Особенности организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Чеботарев, А. А. Особенности организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательных учреждениях / А. А. Чеботарев, И. И. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 328-329. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66588/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальное обучение; образовательная программа.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования обозначены требования к результатам освоения образовательной программы, в которых особое место уделяется учету возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Стандарт направлен на обеспечение воспитания и социализации детей, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; создания условий для развития и самореализации обучающихся [6].

Анализируя процесс обучения, исследуя социальный заказ общества, занимаясь поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, можно сделать вывод в необходимости обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ), где предполагается обучение в процессе образовательного взаимодействия, ориентированного на интересы, активность, инициативность обучающегося и рефлексивную позицию педагога. В данном обучении предполагается совместная работа педагога и обучающегося направленная на формирование и развитие предметных и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме [3]. Таким образом, при организации учебного процесса выбор способов и приемов обучения обусловлены индивидуальными особенностями учащихся, в то же время индивидуальный подход обеспечивают методические, психолого-педагогические, организационные мероприятия и события [4].

Маршрутная система стимулирует у обучающихся самоценную образовательную деятельность на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями [1].

Работа по ИОМ с обучающимися может быть направлена на развитие способностей одаренного ученика и коррекцию в обучении слабо успевающего ученика. Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

− уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

− здоровьем и психическим состоянием учащегося;

− потребностями учащегося;

− социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения) [5].

Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Во временной структуре индивидуального образовательного маршрута, указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, фиксируется общий срок выполнения, составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек — сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т. п.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута, эта структура соответствует трем общепринятым видам учебных занятий — обязательным занятиям, составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору учащегося и факультативным занятиям.

Также это контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута, в эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они подразделены: — текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т. п.; — отчетность по выполнению учебных модулей; — итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе — временном графике.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т. п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

В течение учебного года следует вести планомерную систематическую работу по реализации ИОМ, периодически проводить мониторинг динамики процесса, корректируя ИОМ, а в конце учебного периода подвести итоги совместно с участниками: родителями, обучающимися, педагогами [2].

Таким образом, целью индивидуального образовательного маршрута — это, конечно же, создание условий для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний на более глубокое и осмысленное изучение практических и теоретических вопросов профильных предметов, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования. Сопровождение опытным наставником (тьютором) индивидуального образовательного маршрута обучающегося предполагает достижение высоких результатов, углублённое усвоение материалов профильных курсов по выбору, способствующих успешному последующему профессиональному образованию обучающегося.

Литература:

  1. Александрова Е. А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. № 7.
  2. Александрова Е. А., Алешина М. В. Элементы индивидуализации учения // Школьные технологии. 2003. № 2.
  3. Васьков, Ю. В. Личностно-ориентированное обучение — новая образовательная парадигма / Ю. В. Васьков // Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ч. 1. — Нежин: 2006.
  4. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. № 9.
  5. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. № 4.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальное обучение, образовательная программа, инвариантная часть образования, итоговая аттестация, классный руководитель, образовательный маршрут, обучающийся, создание условий.


Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности

В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.

Образовательные компетенции выпускника направления 39.03.03 «Организация работы с молодежью» в контексте трудовых функций профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности

В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.

Образовательные компетенции выпускника направления 39.03.03 «Организация работы с молодежью» в контексте трудовых функций профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом

Задать вопрос