В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы для формирования коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки английского языка.
Век информатизации вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. Учитель должен научиться корректно и эффективно пользоваться возможностями информационных технологий в обучении. При этом он сталкивается с проблемами: недостаточно разработаны условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции с использованием информационных технологий, ощущается острый дефицит учебного времени из-за насыщенности программы.
Применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку занимались такие методисты, как Д. В. Агальцова, Т. Е. Алексеева, М. А. Бовтенко, Л. П. Владимирова, И. Е. Гречихин, М. С. Гришина, Н. Е. Есенина, И. И. Зубова, М. П. Петрова, Т. П. Сарана и др.
Главной задачей современной школы — раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, которая готова к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является именно формирование и развитие личности учащегося, которая способна к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.
В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствует обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.
Глобальные изменения в политической и экономической жизни общества в XXI веке выдвигают необходимость изучения иностранного языка как средства межкультурного общения. В идеале учащиеся должны не только научиться понимать читаемое и слышимое, писать разные тексты, но и говорить и понимать иностранный язык. Именно языковая деятельность учащихся способствует овладению языковым материалом. Чем интенсивнее языковая деятельность учащихся, тем прочнее и глубже это овладение, поэтому её нужно всемерно развивать и формировать.
Все эти изменения обусловлены необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет — сообществе. Поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
В нормативных документах цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур. Компетентность ученика — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, который в отечественной науке впервые был употреблён М. Н. Вятютневым для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы, также под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Изначально данный термин использовался в методике обучения иностранным языкам, затем был заимствован представителями других отраслей науки.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения коммуникативная компетентность определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [1].
Таким образом, проведенный анализ определений понятия «коммуникативная компетентность» и близких с ней понятий позволяет выделить следующие подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность», трактуемой как:
1) способность личности вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [4];
2) межличностный опыт, базой формирования которого являются процессы социализации и индивидуализации;
3) способность к коммуникации; способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств и с учетом коммуникативных возможностей собеседника [2];
4) качества, способствующие успешности протекания процесса общения (качества отождествляются с коммуникативными способностями человека);
5) системы коммуникативных действий, основанные на знаниях об общении и позволяющие свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве [5, 231].
Несмотря на разные подходы к определению коммуникативной компетентности, ученые едины в установлении ее роли в развитии личности.
В настоящее время уже практически никто не оспаривает тот факт, что иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня общей и профессиональной культуры, имеет еще и значительное воспитательное значение. В современных условиях — это понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; воспитание толерантности по отношению к другим языка и культуре.
Подводя итог, нужно сказать, что основной стратегией обучения иностранным языкам провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей [2, 250].
Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий, а также использование возможностей национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, за счет которых можно увеличить учебное время для изучения иностранного языка. Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.
Литература:
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, 1 марта 2012 года
2. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 933–935. — URL https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 19.01.2020).
3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность- М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Багатеева А. О. К проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетентности бакалавров в техническом вузе/ Багатеева А. О., Валеева Н. Ш., Ахметзянова Г. Н. // Вестник Казанского технологического университета; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. — Казань: Изд-во КНИТУ, 2014 — Т.17. — № 11. — С.251–253.
- Василова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе // Молодой ученый. — 2019. — № 43. — С. 231–234.