Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 1167 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, Л. И. Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты / Л. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66600/ (дата обращения: 16.11.2024).



Самоелучшееоткрытие — то, которое ребёнок делает сам.

Ральф У. Эмерсон, философ

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Для правильно организованной экспериментально — исследовательской деятельности детей педагог должен владеть необходимыми методами и приемами, умением отбирать материал в соответствии с требованиями и возрастными особенностями детей, создать условия для детского экспериментирования, систематизировать работу по данному направлению.

В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с разными веществами, стремясь узнать, что- то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами — игрушками (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. д.

Но опасность такой самодеятельности заключается в том, что дошкольник еще не знакомы с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, способствует становлению целостной картины мира ребенка — дошкольника.

Поэтому, первоначально я учила детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под своим руководством, затем необходимое оборудование для проведения опыта, внесла в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все материалы и оборудование для проведения самостоятельных экспериментов, опытов — отвечают следующим требованиям:

– максимальная простота конструкции приборов и правил общения с ними

– безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов

– показ только существенных сторон явления или процесса

– отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?

Для проведения экспериментов в группе оборудовала мини — лабораторию, которая отвечает как возрастным, так и педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Оформление лаборатории, не потребовало больших затрат.

На отдельных полочках разместила стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты; микроскопы, термометры для измерения температуры воды и воздуха, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, лейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игры с водой, песком, бумагу. На подоконниках поставила ящики с растениями для наблюдения, несколько комнатных растений, устроила мини — огород. На стену повесила часы, барометр, панно из осенних листьев.

Для проведения опытов использовала упаковочные материалы различных размеров и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из — под мороженного, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, прозрачные ложки для измерения сыпучих веществ, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования, а так же: песок, глину, камни, семена растений, шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Стеклянные емкости применяла только для демонстрации опытов.

Для исследования на прогулках приобрели кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры, лупы.

Предлагала детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых и принести их в лабораторию — объяснить свой выбор.

Комплекты оборудования к конкретному занятию готовлю для каждого юного ученого заранее и размещаю на индивидуальном небольшом подносе. После проведения ребенок сам убирает свой поднос. Для фиксации наблюдений оформляем коллективные дневники, папки, тетради, альбомы.

Детям очень нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать, развивается способность работать с исследовательскими объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Здесь дети знакомятся с природой не по картинкам. а могут постоянно с ней общаться. Стараюсь, чтобы на занятиях детям было интересно. Представляю им возможность исследовать различные объекты природы: трогать, нюхать, наблюдать за ними, экспериментировать и самостоятельно играть, получать ответы на свои, иногда совершенно неожиданные для взрослых, вопросы.

Занимаясь экологическим образованием, я не забыла о том, что главным является не приобретение ребенком знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не стремилась к тому, чтобы дети запомнили как можно больше разных названий, не употребляла сложных и непонятных для ребенка терминов. Главное, воспитывать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Очень важно увязать исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством, приемом пищи, сном и т. д. Предлагать детям творческие задания предполагающее осмысление результатов эксперимента. Это подтверждают многочисленные примеры. На прогулке дети младшего возраста играют с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками. Все это обогащает представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Перед началом проведения исследовательской работы предлагала каждому ребенку высказать свое предположение о результатах эксперимента. Затем дошкольники сами проверяли свои гипотезы в процессе экспериментирования и вместе со взрослым обсуждали результаты. Своим примером побуждала детей к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы, обращала внимание на новые, необычные черты объекта, строила догадки, обращалась к детям за помощью, нацеливала на экспериментирование, рассуждение, предположение. Как — то раз предложила детям пригласить в нашу лабораторию малышей и показать им самые простые опыты, оборудование, ознакомить с результатами своих наблюдений. Малыши сидели, смотрели и слушали как завороженные, а старших детей переполняло чувство гордости. Такое занятие дало большой воспитательный эффект. В группе постоянно появлялись предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это были таинственные письма — схемы, зашифрованные записи, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки из космоса и т. д. Разгадывая загадки, дети испытывали радость открытия и познания. «Почему это так происходит?", " Что будет, если?", «Как это изменить, чтобы...?", «Из чего мы это можем сделать?", «Как нам об этом узнать?" — подобные вопросы постоянно присутствуют в моем общении с детьми.

Таким образом, в ходе правильно организованной экспериментально-исследовательской деятельности, воспитанники:

  1. Проявляют интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы «почему, зачем, как?»
  2. Обнаруживают стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому, что…»
  3. Стремятся к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей(коллекций).
  4. Проявляют интерес к познавательной литературе.
  5. Проявляют интерес к символическим «языкам»; пытаются самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что — то по ним (лепить, конструировать).
  6. Самостоятельно составляют схемы, карты, пиктограммы, записывают истории, наблюдения (осваивают письмо, как средство систематизации и коммуникации).

Ценность приобретенных знаний заключается в том, что происходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира. Познание свойств реальных предметов окружающего мира, посредством различных способов, позволяет ребенку самоутвердиться и найти свое место в окружающем мире.

Исследование и экспериментирование стимулируют интеллектуальную активность и любознательность ребенка, в результате чего основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Эксперимент позволяет увидеть особое интеллектуально — активное эмоциональное отношение ребенка к окружающему, что проявляется в стремлении его индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, детский сад, занятие, интеллектуальная активность, исследовательская работа, познавательное развитие детей, познание свойств, процесс экспериментирования.


Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Задать вопрос