В статье отражен действующий механизм защиты прав пассажиров (граждан). Автором рассмотрены способы защиты прав граждан, являющихся стороной по договору перевозки пассажира и багажа, а также высказано предложение о предполагаемых мерах, направленных на усовершенствование регулирования вопросов воплощения защиты прав.
Ключевые слова: система защиты прав, гражданин-потребитель, досудебное регулирование отношений, претензионный порядок, сроки предъявления требований.
Взаимоотношения пассажиров и перевозчика, возникающие в процессе оказания услуг по перевозке, носят сложный и зачастую комплексный характер. Защита интересов гражданина как слабой стороны в таких отношениях осуществляется путем применения системы правовых норм, обеспечивающих достижение юридического равновесия.
В. В. Бутнев определял систему защиты прав граждан как: «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав. Составной частью механизма защиты прав и интересов, как верно отмечено учёным, выступает и механизм реализации ответственности» [1].
Гражданским кодексом РФ установлен порядок обращения к перевозчику с претензиями и исками по договору перевозки грузов. В свою очередь правила обращения к исполнителю по договору перевозки пассажира и багажа основным законом, регулирующим вышеназванный договор, не регламентированы.
Так как договор перевозки пассажира и багажа относится к разновидности договора оказания услуг, к правоотношениям, возникающим при исполнении такого договора, применяется Закон РФ № 2300–1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», а также нормы транспортного законодательства.
Так статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» закрепляет право на судебную защиту прав потребителей. Однако данной статьей не регламентирован порядок решения спора путем досудебного регулирования отношений.
Поскольку в Законе РФ «О защите прав потребителей» отсутствуют указания на право обращения в суд потребителя, без обращения к исполнителю договора перевозки пассажира и багажа, ряд уставов и кодексов сохраняет претензионный порядок предъявления требований к перевозчику. При этом в одних актах направление претензии перевозчику — это право пассажира, в других такое действие является обязанностью решения спора в досудебном порядке.
Так в соответствии со статьей 121 Устава железнодорожного транспорта РФ до предъявления иска к перевозчику, пассажиром может быть предъявлена претензия.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предъявление претензии к перевозчику по договору перевозки пассажира и багажа является обязательным требованием.
Воздушным кодексом РФ предусмотрено предъявление пассажиром претензии или заявления. Однако прямая обязанность подачи заявления до предъявления иска отсутствует, что дает основания полагать о подачи претензии или заявления как о праве, а не обязанности пассажира.
Кодекс торгового мореплавания РФ неоднозначно закрепляет претензионный порядок разрешения спора.
Так статьей 194 Кодекса торгового мореплавания РФ закреплено требование, предъявляемое к пассажиру в случае утраты или повреждения каютного багажа, в соответствии с которым пассажир должен направить перевозчику заявление в письменной форме. Данная норма также закрепляет сроки подачи таких заявлений.
В случае, если такое заявление не будет направлено пассажиром в адрес перевозчика, считается, что багаж был получен неповрежденным, если не доказано иное.
Исходя из смысла вышеназванной нормы, невозможно определить, является подача заявления к перевозчику обязанностью или правом, так как в случае, если пассажиром будет иным способом доказано повреждение багажа, то такие действия можно рассматривать как предъявленную претензию.
Несмотря на отсутствие в некоторых нормах транспортного законодательства обязанности подачи претензий к перевозчику, наличие норм о претензионном порядке позволяет сделать вывод об их направленности на защиту потребителей от уклонения перевозчика от предъявляемых к нему требований.
Наряду с нормами, закрепляющими претензионный порядок предъявления требований, возникающих из договора перевозки пассажира и багажа, положения транспортного законодательства устанавливают сроки предъявления таких требований.
Ввиду того, что Гражданский кодекс РФ не закрепляет отдельных положений, регулирующих предъявление требований к исполнителю по договору перевозки пассажира и багажа, а также сроки такого обращения, по общему правилу в отношении таких требований срок исковой давности должен быть равен трем годам.
Но, несмотря на отсутствие такой нормы в гражданском законодательстве, отдельные акты транспортного законодательства устанавливают сокращенный срок исковой давности в отношении предъявления требований, вытекающих из договора перевозки пассажира и багажа.
Так, статьей 125 Устава железнодорожного транспорта РФ установлен срок, в рамках которого пассажир имеет права обращения к перевозчику с претензией, равный шести месяцам.
Сокращенный срок исковой давности действует также в отношении требований граждан, вытекающих из договора международной перевозки пассажиров и багажа
Согласно статье 409 Кодекса торгового мореплавания РФ срок исковой давности равен двум годам в отношении требований, вытекающих из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении.
Требования, предъявляемые к перевозчику, с соблюдением требований оформления и сроков подачи претензий, должны быть рассмотрены перевозчиком в срок, установленный законодательством. О результатах рассмотрения предъявленных требований перевозчик обязан письменно уведомить лицо, обратившееся к нему с претензией.
В случае уклонения от получения претензии, исполнения заявленных требований, а также в случае отказа в удовлетворении требований гражданина-потребителя в добровольном порядке, гражданин может обратиться с иском в суд с целью защиты нарушенных прав.
Несмотря на наличие действующих норм Закона РФ «О защите прав потребителей», который применяется в комплексе с нормами транспортного законодательства, вышеназванный нормативный акт не имеет конкретной направленность на защиту прав граждан, нарушенных в рамках договора перевозки пассажира и багажа, что значительно затрудняет процесс определения применимого права, направленного на защиту граждан.
Представляется целесообразным установить в главе 40 Гражданского кодекса РФ норму, закрепляющую общие положения о способах защиты прав граждан по договору перевозки пассажира и багажа.
Литература:
- Рублевский М. И. Механизм гражданско-правовой защиты пассажиров в отношении с организацией воздушного транспорта: обзор и постановка некоторых проблем // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 1 (38). С. 83.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23.
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 1997. № 12.
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Российская газета. 1999. № 18.
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 2003. № 3122.
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Российская газета. 2007. № 24.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300–1 // Российская газета. 1992. № 15.