В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.
Ключевые слова: обучение в вузе, мотивация, спорт, этапы возрастного формирования, физическая культура, студент.
В современном мире понятие «Физическая культура» имеет большое значение, так как является частью гуманитарного образования. Она же выступает в качестве главного инструмента, обеспечивающего физическую готовность будущего специалиста. Данная дисциплина обязательна для всех специальностей и способствует укреплению здоровья, физическому, интеллектуальному и духовному совершенствованию учащихся, формированию общих и профессиональных компетенций.
Основная цель профессионального образования заключается в подготовке будущего специалиста, готового к решению компетентностных задач в любых условиях. Современный специалист должен постоянно самосовершенствоваться, обладать способностью видеть множество разных вариантов для решения любой задачи, а для этого он должен обладать в том числе и физическим воспитанием. Именно физическое воспитание влияет на трудоспособность человека, ясность его сознания и, как следствие, адекватность принимаемых им, в том числе и в экстремальных условиях, решений. Выявлено, что нацеленное применение результатов правильных занятий физической культуры гарантирует не только формирование личности, но и различных её возможностей и потребностей, в том числе — профессиональных. Однако для обеспечения правильности применения данных результатов, равно как и формирования правильного подхода к физическим занятиям, необходимо сформировать у человека определенную систему мотиваций, а также определить основные концепции в занятиях физической культурой [1].
Концепция физиологических нагрузок заключается в сильном влиянии на биологические, психические способности студента, которые реализуются посредством общественных усилий. Согласно различным источникам, подготовка, сопровождаемая стабильной интеллектуальной деятельностью, приводит к значительному повышению активности при применении умственных способностей, по этой причине, на сегодняшний день уровень физической культуры делается биологической базой, цель которой — повышение результативности умственной деятельности, развитие основных компетенций. При достижении данной цели тренированная мускулатура может помочь нервной системе преодолевать умственные перегрузки. Исследование специальной литературы позволяет сделать вывод, что физическая культура в период обучения в вузе является значимым элементом в профессиональном росте, так как непосредственно в данный промежуток выстраивается основа благополучной будущей работы.
Формирование правильного отношения к физической культуре начинается с дошкольного возраста. На этом этапе родители ребёнка закладывают направление. Они должны ненасильственно побуждать к занятиям, интересоваться его успехами и возможными неудачами, показывать своим положительным примером заинтересованность к спорту. Это важно потому что именно в этом периоде формируются подсознательные основы отношения ко многим аспектам жизни, в том числе и к спорту. Именно такая основа дает возможность ребёнку в дальнейшем иметь собственную мотивацию к занятиям спортом и физической культурой [2].
Следующий этап — студенты. У студентов в вузе физическая культура и спорт так же остается важным этапом успешной социализации и дальнейшей профессионализации обучающихся. Происходит это из-за возрастающих требований к их физической подготовке и состоянию здоровья. Поэтому важно сформировать на ранних этапах систему мотивации к спорту, так как на поздних этапах повлиять на систему мотиваций человека достаточно сложно. Для этого в вузе должна проводиться работа с молодёжью по воспитанию потребности в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно.
На мотивационную сферу будущих специалистов в отношении занятий физической культурой самостоятельно влияют различные факторы, такие как:
– формирования мотивации в детстве родителями;
– развитие в определенной социальной среде;
– воздействие литературы, фильмов и прочих средств СМИ;
– государственная пропаганда и политика в данном направлении.
Как правило формирование мотивации заканчивается к 17–18 годам, когда все основные этапы считаются законченными. Те студенты, которые прошли все необходимые этапы мотивации к спорту, в последствии, обучаясь в вузе, будут осознанно поддерживать своё здоровье с помощью физической культуры. Следовательно, проводить работу по мотивации со стороны преподавателей и родителей необходимо с раннего детства и до юности.
Мотивация учащихся — важный этап на пути формирования у студентов мотивов, придающих учёбе смысл. Самостоятельно мотивация к обучению обычно проявляется, но редко. Для этого необходимо использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать хорошую учебную деятельность. Методов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много. Начиная от создания ситуации, мотивирующей занятия, заканчивая созданием ситуации познавательного спора.
В современном мире появилась ценность в понимании развития физической культуры как части общественной и личной жизни. Это позволяет создать новые направления в развитии индивидуальных мотиваций и общественного мнения по этому вопросу для изучения физической культуры для будущих специалистов [3].
Таким образом, именно физическая культура и развитость человека в общем и студента в частности непосредственно влияет на его возможность применения умственных способностей, физических навыков, приводит к общему оздоровлению организма, тем самым как продлевая продолжительность жизни специалиста, так и обеспечивая ему большую трудовую и учебную эффективность за счет уменьшения дней болезни, в течение которых специалист не способен трудиться.
Литература:
- Ханевская Г. В. Проблема популяризации физической культуры среди детей и молодежи / Сборник статей Международной научно-практической конференции 2016. С.119–121.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 c.
- Физическая культура: учеб. Пособие для студентов вузов/Я. Н. Гулько, С. Н. Зуев [и др.]. — М.: АСВ, 2000. — 287 с.