Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Бойко, Г. М. Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры / Г. М. Бойко, М. Г. Пурыгина, Е. А. Шмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 451-452. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66607/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Ключевые слова: обучение в вузе, мотивация, спорт, этапы возрастного формирования, физическая культура, студент.

В современном мире понятие «Физическая культура» имеет большое значение, так как является частью гуманитарного образования. Она же выступает в качестве главного инструмента, обеспечивающего физическую готовность будущего специалиста. Данная дисциплина обязательна для всех специальностей и способствует укреплению здоровья, физическому, интеллектуальному и духовному совершенствованию учащихся, формированию общих и профессиональных компетенций.

Основная цель профессионального образования заключается в подготовке будущего специалиста, готового к решению компетентностных задач в любых условиях. Современный специалист должен постоянно самосовершенствоваться, обладать способностью видеть множество разных вариантов для решения любой задачи, а для этого он должен обладать в том числе и физическим воспитанием. Именно физическое воспитание влияет на трудоспособность человека, ясность его сознания и, как следствие, адекватность принимаемых им, в том числе и в экстремальных условиях, решений. Выявлено, что нацеленное применение результатов правильных занятий физической культуры гарантирует не только формирование личности, но и различных её возможностей и потребностей, в том числе — профессиональных. Однако для обеспечения правильности применения данных результатов, равно как и формирования правильного подхода к физическим занятиям, необходимо сформировать у человека определенную систему мотиваций, а также определить основные концепции в занятиях физической культурой [1].

Концепция физиологических нагрузок заключается в сильном влиянии на биологические, психические способности студента, которые реализуются посредством общественных усилий. Согласно различным источникам, подготовка, сопровождаемая стабильной интеллектуальной деятельностью, приводит к значительному повышению активности при применении умственных способностей, по этой причине, на сегодняшний день уровень физической культуры делается биологической базой, цель которой — повышение результативности умственной деятельности, развитие основных компетенций. При достижении данной цели тренированная мускулатура может помочь нервной системе преодолевать умственные перегрузки. Исследование специальной литературы позволяет сделать вывод, что физическая культура в период обучения в вузе является значимым элементом в профессиональном росте, так как непосредственно в данный промежуток выстраивается основа благополучной будущей работы.

Формирование правильного отношения к физической культуре начинается с дошкольного возраста. На этом этапе родители ребёнка закладывают направление. Они должны ненасильственно побуждать к занятиям, интересоваться его успехами и возможными неудачами, показывать своим положительным примером заинтересованность к спорту. Это важно потому что именно в этом периоде формируются подсознательные основы отношения ко многим аспектам жизни, в том числе и к спорту. Именно такая основа дает возможность ребёнку в дальнейшем иметь собственную мотивацию к занятиям спортом и физической культурой [2].

Следующий этап — студенты. У студентов в вузе физическая культура и спорт так же остается важным этапом успешной социализации и дальнейшей профессионализации обучающихся. Происходит это из-за возрастающих требований к их физической подготовке и состоянию здоровья. Поэтому важно сформировать на ранних этапах систему мотивации к спорту, так как на поздних этапах повлиять на систему мотиваций человека достаточно сложно. Для этого в вузе должна проводиться работа с молодёжью по воспитанию потребности в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно.

На мотивационную сферу будущих специалистов в отношении занятий физической культурой самостоятельно влияют различные факторы, такие как:

– формирования мотивации в детстве родителями;

– развитие в определенной социальной среде;

– воздействие литературы, фильмов и прочих средств СМИ;

– государственная пропаганда и политика в данном направлении.

Как правило формирование мотивации заканчивается к 17–18 годам, когда все основные этапы считаются законченными. Те студенты, которые прошли все необходимые этапы мотивации к спорту, в последствии, обучаясь в вузе, будут осознанно поддерживать своё здоровье с помощью физической культуры. Следовательно, проводить работу по мотивации со стороны преподавателей и родителей необходимо с раннего детства и до юности.

Мотивация учащихся — важный этап на пути формирования у студентов мотивов, придающих учёбе смысл. Самостоятельно мотивация к обучению обычно проявляется, но редко. Для этого необходимо использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать хорошую учебную деятельность. Методов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много. Начиная от создания ситуации, мотивирующей занятия, заканчивая созданием ситуации познавательного спора.

В современном мире появилась ценность в понимании развития физической культуры как части общественной и личной жизни. Это позволяет создать новые направления в развитии индивидуальных мотиваций и общественного мнения по этому вопросу для изучения физической культуры для будущих специалистов [3].

Таким образом, именно физическая культура и развитость человека в общем и студента в частности непосредственно влияет на его возможность применения умственных способностей, физических навыков, приводит к общему оздоровлению организма, тем самым как продлевая продолжительность жизни специалиста, так и обеспечивая ему большую трудовую и учебную эффективность за счет уменьшения дней болезни, в течение которых специалист не способен трудиться.

Литература:

  1. Ханевская Г. В. Проблема популяризации физической культуры среди детей и молодежи / Сборник статей Международной научно-практической конференции 2016. С.119–121.
  2. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 c.
  3. Физическая культура: учеб. Пособие для студентов вузов/Я. Н. Гулько, С. Н. Зуев [и др.]. — М.: АСВ, 2000. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, этап, будущий специалист, вуз, занятие, современный мир, создание ситуации, спорт, физическое воспитание, формирование мотивации.


Ключевые слова

обучение в вузе, мотивация, студент, физическая культура, спорт, этапы возрастного формирования

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Мотивация сознательных занятий общей физической культурой

В публикации рассматриваются важные вопросы, связанные с ролью физической культуры и спорта для молодежи студенческого возраста. Акцент сделан на влиянии данных дисциплин на здоровье и физическое развитие, а также на формировании этики и здорового об...

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях

В статье изучается анализ существующих научных исследований по разработке проблемы подготовки будущего преподавателя физического воспитания к работе в новых социально-экономических условиях позволивший разработать собственный подход к определению сущ...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Мотивация сознательных занятий общей физической культурой

В публикации рассматриваются важные вопросы, связанные с ролью физической культуры и спорта для молодежи студенческого возраста. Акцент сделан на влиянии данных дисциплин на здоровье и физическое развитие, а также на формировании этики и здорового об...

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях

В статье изучается анализ существующих научных исследований по разработке проблемы подготовки будущего преподавателя физического воспитания к работе в новых социально-экономических условиях позволивший разработать собственный подход к определению сущ...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Задать вопрос