Особенности правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 3222 раза

Библиографическое описание:

Костоусова, А. Е. Особенности правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66627/ (дата обращения: 18.12.2024).



Правовое регулирование — специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.

Исходя из субъектного состава правоотношений в сфере защиты прав потребителей нужно сказать, что это правоотношения гражданско-правового характера.

Потребительские правоотношения являются самостоятельным видом общественных отношений, которые имеют свойство возникать между любыми субъектами гражданского права. А сам термин «потребительский» достаточно широко используется в экономической теории, в таких понятиях как: потребительские цены, корзины, минимум и тому подобное. На основании чего представляется нецелесообразным использовать термин «потребительский» в применении к правоотношениям с участием потребителей, как не отражающего специфику рассматриваемого явления. В конечном итоге потребительские правоотношения выступают в качестве самостоятельного вида гражданских правоотношений, оформляют широкий круг общественных отношений в сфере имущественного (гражданского) оборота.

Участников таких правоотношений характеризуют такие признаки, как юридическое равенство субъектов потребительских отношений, диспозитивность, имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности и судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав. При этом метод потребительско-правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия потребительского права на общественные отношения, выступающие его предметом.

Вместе с тем, в сфере защиты прав потребителей необходимо отметить наличие публично-правовых правоотношений, возникающих в процессе осуществления контроля и надзора со стороны государства в лице уполномоченных органов, осуществляющих надзор в сфере производства товаров, оказания услуг, выполнения работ. Также определенную роль играют муниципальные правоотношения, которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей. Данные публично-правовые отношения регулируются публично-правовыми методами, котором свойственны юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений, императивность правового регулирования этих отношений, административный порядок разрешения потребительских споров и принудительный, карательный характер ответственности.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлен сложный субъектный состав, вовлеченный в правоотношения в указанной сфере. Это правоотношения, возникающие не только между продавцом и потребителем. Закон также регулирует отношения между потребителем и изготовителем, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), исполнителями, импортерами, продавцами.

Безусловно, положения Гражданского кодекса Российской Федерации являются основными нормами, на которых базируются правоотношения субъектов, круг которых определен Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Именно гражданское законодательство содержит общие нормы, применяемые к договорным отношениям, которые являются основой правоотношений в сфере оказания услуг, выполнения работ.

Вместе с тем, важное значение имеют и специальные нормы права, применяемые к правоотношениям, возникающим между потребителем и изготовителем, исполнителем. С целью необходимости урегулирования данных правоотношений, не только установления общих правил и норм поведения, а регламентации специфических особенностей, которые имеют правоотношения в той или иной сфере, определения меры ответственности за нарушения прав потребителей, восстановления нарушенного права возникает потребность в применении специальных федеральных законов, а так же правил, утвержденных Правительством РФ.

Необходимость применения специальных правовых норм обусловлена особенностями правового статуса субъектов правоотношений в сфере защиты прав потребителей, многообразием отношений и их спецификой, обусловленной участием в правоотношениях слабого субъекта — гражданина-потребителя.

Особое значение в современных условиях имеют положения федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», которые регламентируют особые требования, предъявляемые к кредитору, когда должником является гражданин-потребитель. Субъектами правоотношений в сфере кредитования выступает «Заемщик» и «Кредитор». Это сложные правоотношения, к которым применяются нормы не только гражданского законодательства и настоящего Федерального закона, но и иных специальных нормативных правовых актов — Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1-ФЗ «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и иных федеральных законов, регламентирующих правоотношения в сфере потребительского кредитования (займа).

Особый интерес представляют отношения потребителей в сфере перевозок, как пассажиров, так и багажа, так как они регулируются в большей степени нормами транспортных уставов и кодексов. Так, при рассмотрении претензии потребителя в лице пассажира, грузоотправителя или грузополучателя при перевозке железнодорожным транспортом нельзя не учитывать специальный нормативно-правовой акт — Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который устанавливает требования к условиям организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных, связанных с перевозками, услуг.

Не меньший интерес вызывает статус потребителя медицинских услуг, права которого, несмотря на специфические особенности и сложность данного вида услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей». В рамках данного закона человек, которому оказывается медицинская помощь или который обратился за оказанием медицинской помощи, в том числе по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, приобретает статус не только пациента, но и потребителя. Предоставление медицинской услуги связано с нематериальным благом — здоровьем. При этом тождественные понятия «пациент» и «потребитель медицинских услуг» отличаются порядком предоставления медицинской помощи. Если физическое лицо обращается за оказанием медицинских услуг в рамках договора добровольного медицинского страхования, он является потребителем медицинских услуг. Если оказывается экстренная медицинская помощь физическое лицо приобретает статус пациента. Но в том и ином случае, и пациент и потребитель медицинских услуг имеют одинаковые права на качественную медицинскую помощь, возмещение ущерба при причинении вреда здоровью, гарантированное право каждого на здравоохранение.

При рассмотрении вопроса о применении той или иной специальной нормы права, необходимой для защиты прав потребителя, следует учитывать специфику товара, работ, услуг, являющихся предметом, относительно которого возникли определенные правоотношения.

Учитывая специфику такого нематериального блага, как здоровье, невозможно не применять такие специальные нормы права, как Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», содержащий требования о независимой оценке качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Специальным нормативно-правовым актов в сфере предоставления медицинских услуг является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 мая 2018 г. № 201н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка».

Наиболее распространенные отношения — это отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, которые также регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потрбителей». Вместе с тем к ним, в определенных ситуациях, применимы и нормы Федерального закона от 02.01.2000 № 268-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Данный Федеральный закон устанавливает требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также обязанность по достоверному информированию потребителей со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами. Полагаем, что повышение ответственности изготовителя пищевой продукции, путем совершенствования данного Закона сыграло бы положительную роль в защите законных прав и интересов потребителя.

Значительная роль в законодательстве отведена различным видам ответственности за нарушение прав потребителей. Тот или иной вид ответственности применяется в зависимости от предмета посягательства (жизнь, здоровье, имущественные интересы) и степени вреда, причиненного потребителю.

Законодательство в целях защиты прав потребителей наиболее часто используются такие меры ответственности как, возмещение убытков, уплаты неустойки, компенсации морального вреда, взыскание с контрагента потребителя двойной суммы задатка и установление ответственности за неисполнение денежного обязательства и иные, в том числе установленные договором. В данном случае мы применяем нормы гражданского законодательства.

Однако за нарушение субъективного права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг может одновременно возникать административная и уголовная ответственность.

Согласно статьям 55 и 57 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Сложность в правоприменении тех или иных норм права при рассмотрении в судебном порядке споров, связанных с защитой прав потребителей, связана с многообразием данных правоотношением, их постоянным развитием, появлением новых видов услуг, работ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» дает разъяснения относительно отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.

Так, к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, применяется законодательство в сфере защиты прав потребителей, а при предоставлении услуг нотариуса нет. Данное положение вызывает споры, как ученых, так и практиков.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что законодательство, применяемое к регулированию правоотношений в сфере защиты прав потребителей, является комплексным, включающим общие и специальные нормы права.

Наличие большого количества общих и специальных норм, применяемых в сфере защиты прав потребителя, обусловлено сложным субъектным составом, наличием своих особенностей правового статуса каждого субъекта таких правоотношений, многообразием регулируемых правоотношений, что вызывает необходимость их детальной регламентации в отдельных правовых актах.

Подводя итог вышеизложенному хочется отметить, что правоотношения в сфере защиты прав потребителей являются наиболее распространенными в современном обществе, их регулированию уделяется особое внимание. По мере развития экономических отношений, роста благосостояния населения и его потребительской активности происходит увеличение доли потребительских отношений и все чаще встает вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования указанных отношений. Как одним из путей совершенствования действующего законодательства в данной сфере можно считать исследование законодательства иностранных государств о защите прав потребителей, которое позволит использовать уже имеющийся опыт зарубежных стран.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 21 июля 2014 г.) // Российская газета. N 237. 1993.
  2. Гражданский кодекс РФ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301, «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 5.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
  6. Защита прав потребителей. Учебное пособие Г. Р. Гафарова. Под редакцией доктора юридических наук З. М. ФАТКУДИНОВА. «Юстицинформ», 2018.
  7. Усманова Р. М. К вопросу о сфере и пределах муниципально-правового регулирования / Р. М. Усманова // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6. С. 40–44.
  8. Усманова Р. М. Муниципально-правовое регулирование: предмет и объекты / Р. М. Усманова // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 50–59.
  9. Кузнецова О. В. Возмещение морального вреда: Практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2009. С. 152.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, правоотношение, сфера защиты, отношение, норма, Российская Федерация, защита, оказание услуг, услуга, гражданское законодательство.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Особенности форм возмещения вреда в сфере природопользования

Особенности правового регулирования процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей

Особенности конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления

Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Механизм защиты прав участников корпоративного правоотношения

Похожие статьи

Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка

Способы защиты нарушенных имущественных прав государственных органов в области земельных правоотношений

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Особенности форм возмещения вреда в сфере природопользования

Особенности правового регулирования процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей

Особенности конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления

Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Механизм защиты прав участников корпоративного правоотношения

Задать вопрос