В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о комплексной работе, при создании данного механизма и о потенциале его развития на примере Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: стратегическое планирование, территории опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР, Дальний Восток.
Создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), на сегодняшний день, является одним из ключевых элементов системы стратегического планирования в рамках парадигмы устойчивого развития.
В законодательстве РФ, под стратегическим планированием понимается деятельность участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач по их устойчивому социально-экономического развитию [1].
Целью создания территорий опережающего социально-экономического развития является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2]. Соответственно, создание ТОСЭР имеет смежный вектор деятельности, с обозначенным в Федеральном Законе «О стратегическом планировании в РФ». Важным вопросом здесь является эффективность применения данного инструмента, способствующая достижению стратегических целей.
Научный интерес представляют предпосылки появления ТОСЭР. Создание и функционирование территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». При подготовке данного закона, был проведён большой объём работ по переработке существующего как федерального, так и регионального законодательства, внесены поправки в ряд кодексов.
Однако, интересно присутствие ТОСЭР в контексте стратегического планирования. При проведении анализа основополагающих нормативно-правовых актов, было обнаружено упоминание о них в документах всех уровней, соответствующих статье 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ [1]. Анализ был проведён в отношении ТОСЭР созданных на Дальнем Востоке, по причине их более длительного существования.
Ниже на рисунке 1 представлена иерархия документов стратегического планирования, в которых упоминаются ТОСЭР.
Рис. 1 «Иерархия документов стратегического планирования, в которых упоминаются ТОСЭР»
Предпосылки для создания ТОСЭР возникли ещё в 2009 г.
Так, согласно Стратегии национальной безопасности до 2020 г., угрозы национальной безопасности, должны предотвращаться за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации [3].
Официально, основой для создания ТОСЭР считается речь В. В. Путина в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г., в котором Президент предлагает создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями для организации не сырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт [4]. Послание Президента Российской Федерации в целом определило основные векторы реализации новой по отношению к субъектам РФ экономической политики. В Послании Президента Федеральному собранию 2019 г. Президент также вновь акцентирует внимание на развитии Дальневосточного федерального округа (ДВФО), говоря о необходимости выхода дальневосточных субъектов на уровень выше среднероссийского по ключевым социально-экономическим показателям и качеству жизни людей. Президент также говорит о чрезвычайной важности Восточной Сибири и Дальнего Востока как стратегического направления. [5]
В действующей Стратегии национальной безопасности РФ [6], для достижения экономического роста обозначены мероприятия, по устранению угроз, связанных с диспропорцией развития регионов России, путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов РФ и их кооперации, расширения количества центров экономического роста, в число которых входят территории опережающего социально-экономического развития.
Следование целям ТОСЭР отражено также в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [7]. Среди приоритетов данной стратегии выделяется развитие территорий с низкой плотностью населения и социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста. В стратегии также внимание уделено развитию территорий такого макрорегиона, как Дальневосточный федеральный округ. Так к направлениям социально-экономического развития субъектов в границах ДВФО относится создание новых и развитие основных направлений опережающего социально-экономического развития.
Развитие территорий ДВФО присутствует в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8]. Сценарий развития предусматривает создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и преодоление отставания депрессивных регионов. Данный прогноз является руководством в процессе создания и развития ТОСЭР.
В Бюджетном прогнозе РФ до 2036 года [9] отражены показатели финансового обеспечения государственных программ РФ, среди которых также присутствует государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [10]. Среди задач данной программы числится формирование и развитие ТОСЭР с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. Также в рамках программы реализуется подпрограмма 1 «Создание условий
для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа», в ней отражены целевые индикаторы и ожидаемые результаты от реализации.
В рамках формирования ТОСЭР, создаются такие документы, как перспективные планы развития для каждой конкретной территории, в которых цели и задачи, а также целевые показатели ориентируются на стратегические документы субъекта и муниципального образования, в котором реализуются.
Таким образом, анализ документов стратегического планирования свидетельствует о комплексной работе при создании территорий опережающего социально-экономического развития. Становится ясно, что вопрос создания ТОСЭР на территории Дальневосточного Федерального округа сформировался задолго до их появления.
Появление данной формы взаимодействия государства и бизнеса в рамках стратегического планирования способно оказать влияние на социально-экономическую обстановку как на уровне регионов, так и на уровне всего государства по следующим направлениям деятельности: повышение качества жизни, инвестиционной привлекательности территорий, снижение миграционного оттока, участие в решении проблем дотационности субъектов.
А создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока должно поспособствовать выравниванию межрегионального уровня дифференциации и выходу России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, что является одним из стратегических направлений развития страны.
Литература:
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Сайт Администрации Президента / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825
- Сайт Администрации Президента / [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г”. // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 558-р. // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308// URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»