В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.
Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок, педагогическая практика.
Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом развития навыков социальной активности личности.
Значение речи как средства развития, воспитания, образования, как средства передачи жизненного и культурного опыта, установления межличностного и группового контакта всегда осознавалось обществом, поэтому вопросам её развития всегда уделялось большое внимание. Поэтому целью исследования, проводимого в ходе педагогической практики, стало изучение образовательных методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
выявить формы работы на уроке, с помощью которых реализуется развитие коммуникативных способностей учеников;
рассмотреть методические приемы при работе по развитию речи в процессе изучения морфологии в основном звене школы;
практически реализовать в ходе уроков русского языка в 7 классе различные формы работы, направленные на развитие речи учащихся в рамках темы «Деепричастие»;
сделать выводы на основе полученных результатов.
Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет несколько видов: говорение (процесс формулирования мысли в момент произнесения высказывания); слушание (восприятие устной речи); письмо(процесс написания); чтение (восприятие письменного текста, его понимание, иногда сопровождаемое произнесением вслух).
Развитие речи на уроках происходит непосредственно в ходе специальных уроков, отводимых образовательной программой, и на каждом уроке русского языка при выполнении упражнений разных типов.
Результативность уроков напрямую зависит от того, насколько целесообразно и рационально они организованы: как продумана система упражнений и их проверка, сменяемость устных и письменных заданий, реализация чтения и слушания в ходе занятия, как происходит преодоление возникающих у учеников трудностей, связанных с переходом от мысли к речи и наоборот.
В ходе наблюдаемых и проведенных уроков развитие речи проводилось следующими путями:
используемый метод опросов позволяет не только развивать речь, но и активизировать внимание учащихся на уроке;
письменные упражнения сменялись устными, при этом в работу были вовлекаемы, по возможности, все ученики;
в ходе выполнения упражнений у доски ученики каждый этап своей деятельности проговаривали, отвечали на вопросы учителя, что способствовало развитию не только коммуникативных навыков, а также мышления, логики, памяти;
проверка заданий, выполненных на доске, происходила в устной форме, от учеников, сидящих на местах, требовалось путем полного ответа проанализировать возникшие затруднения товарища;
большое внимание уделялось упражнениям, направленным на исправление грамматических ошибок;
в ходе уроков реализовывались упражнения, направленные на анализирование текста, в которых, наряду с чтением, путем системы вопросов развивались навыки говорения;
на уроках использовались словари разных видов, что непосредственно влияет на качество речи школьников, а также способствует расширению их словарного запаса;
чтение и слушание на уроке реализовывалось путем изучения теории и в ходе инструктажа к упражнениям.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития речи. На эту работу отводится до 20 % учебного времени. Программа 7 класса, реализуемая на базе практики, отводит для уроков развития речи 17,65 % (24 часа из 136). В основном, это уроки написания изложений и сочинений разных видов.
В ходе практики было проведено два урока развития речи в рамках темы «Деепричастие» — сжатое изложение и сочинение по картине, оба из которых оказались успешными.
Работа по написанию изложений рассматривается как подготовительный этап в обучении самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание. Этот вид деятельности имеет большое значение для формирования связной речи.
В ходе урока сжатого изложения реализованы следующе виды речевой деятельности учащихся:
слушание текста, читаемого учителем;
анализ текста путем системы вопросов, предлагаемых учителем, в ходе которого развивались не только навыки говорения и слушания, но и внимание к деталям, память, воображение;
говорение было реализовано на этапе предотвращения ошибок, то есть при работе со словами, в которых могли возникнуть трудности (вставить пропущенные буквы, объяснив орфограмму);
чтение текста с целью его запоминания;
письмо реализовано непосредственно в ходе написания изложения.
На втором уроке, посвященном сочинению по картине, развитие речи происходило в ходе реализации следующих видов работы:
описание картины с помощью системы вопросов было направлено на развитие устной речи, умения слушать, что сопровождалось развитием внимания, мышления, воображения;
чтение опорных слов;
написание сочинения, направленное непосредственно на развитие навыков письменной речи.
В ходе обсуждения картины у учеников возникали разные точки зрения, что приводило к дискуссии, в ходе которой развивалась устная речь наряду с умением аргументированно отстаивать свое мнение.
Таким образом, работа по развитию речи на уроках русского языка формируется из целенаправленно проводимой учителем системы специальных уроков, а также из реализуемых в ходе занятий различных видов обучающей деятельности, направленной на овладение школьниками языковых норм, включающими нормы произношения, написания, употребления, построения предложений. Кроме того, важным аспектом является умение выражать свои мысли, пользуясь различными языковыми средствам, в соответствии с ситуациями речевого взаимодействия, то есть учитывая обстановку и цель общения, а также личность собеседника.
Работа по развитию речи учащихся вносит существенный вклад в формирование общей культуры школьников. А то, что обучение родному языку имеет надпредметное значение, в очередной раз доказывает, что проведение систематической, целенаправленной и методически продуманной работы в данном направлении — залог успешного умственного и духовного развития подрастающего поколения.