В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детском саду. Описаны ценностные принципы психолога в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психология; сопровождение; модель; воспитательно-образовательный процесс.
Актуальность исследования обусловлена реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, где предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Целью воспитательно-образовательного процесса является проектирование конечного итога, т. е. представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Применительно к детям дошкольного возраста цель формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка:
– физическое развитие и формирование культуры здоровья;
– духовное, личностное развитие;
– интеллектуально-познавательное развитие.
Вопросам психологического сопровождения детей дошкольного возраста посвящены работы Т. В. Азаровой, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, М. Р. Битяновой, Н. Л. Васильевой, В. С. Глевицкой, Т. А. Козловой и др. [1], [3], [4], [2].
Парадигма психологического сопровождения приобрела особую популярность в психологической службе образовательных организаций (Э. М. Александровская, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, Р. В. Овчарова, Т. Н. Чиркова и др.).
Система психологического сопровождения, предложенная М. Р. Битяновой, использовалась продолжительное время, но и она требует усовершенствования и интенсивность изучения специфики проблемы в связи в введением и реализацией ФГОС ДО, ФГОС ОО.
Многие исследователи в области педагогической психологии считают актуальной проблему психолого-педагогического сопровождения. Психологическое сопровождение в детских дошкольных организациях изучали Г. Л. Бардиер, Е. М. Беспаленко, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Т. И. Чиркова и др.,
Эту же проблему в общеобразовательных организациях изучали Э. М. Александровская, И. А. Баева, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, T.JI. Порошинская, и др.
В настоящее время в системе дошкольного образования, не смотря на реализацию ФГОС ДО, недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития. Одной из причин можно назвать переполненные группы детского сада, где не всегда психолог имеет возможности и индивидуального исследования, и развития ребенка.
В связи с этим, целью исследования стало создание модели психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации. Решались задачи, направленные на достижение цели при реализации модели.
Рисунок 1. Модель психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в МБОУ Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области
Предмет исследования — психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в ДОО.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие воспитанники и педагоги МБОУ Рамонский детский сад № 4, а также родители воспитанников, согласившиеся на эксперимент.
В качестве методов исследования взята Модель, которая создает условия для успешного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Цель, отраженная в Модели — подборка, обоснование и апробация содержания психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, основанная на реализации вариативности содержания образования на основе применения инновационных технологий развивающего личностно — ориентированного образования.
Результаты и их обсуждение
Условиями реализация Модели выступают: варьирование методик взаимодействия педагога с дошкольниками; психологическое воздействие на воспитательный процесс; организация совместной деятельности с родителями. Были эффективными следующие мероприятия: родительский всеобуч «Психологические особенности дошкольного возраста», «Новообразования в психическом развитии детей дошкольного возраста», «Что значит «кризис» трех лет?», «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ».
Особую значимость приобрели тематические образовательные события к знаменательным датам.
Личностно-ориентированное образование применяется в полной мере при театрализованных праздниках, пальчиковом театре, теневом театре, артпедагогике, психологических играх, развивающих психологических занятиях.
Для педагогов регулярно проводятся сеансы супервизии и психологические консультации по проблемам воспитания детей.
Таким образом, деятельность психолога в данном направлении — разработка трансформационных психолого-педагогических проектов в сфере дошкольного образования через сопровождение профессионального мастерства педагогов (воспитателей); развитие детского сада (стратегия трансформации детского сада с учетом потребностей района); переход от стартапа к устойчивому психологическому сопровождению на основе взаимодействия с Воронежским институтом развития образования имени Н. Ф. Бунакова; поиск и анализ новых возможностей детского сада; настройка психологических и образовательных процессов, а также разработка дальнейшей стратегии развития дошкольного образования и воспитания в ДОО.
Литература:
- Беспаленко В. Д., Беспаленко Е. М. Поликультурное образование и воспитание личности. Научно-технический журнал ВЕСТНИК ВГТУ. Серия “Проблемы качества подготовки специалистов”, выпуск 6.2. Издательство ВГТУ, Воронеж, 2003 г. С 83–84
- Беспаленко, Е.М., Козлова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС в образовательный процесс. Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвузовский сборник научных трудов.: в 2 ч. Ч. 1. — СПб.: ЛОИРО, 2013. — 32–34 с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.-298 с.
- Глевицкая, Вера Сергеевна. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Курск, 2007. — 180 с.