В статье приведено понятие «коррупции». Рассматривается состояние коррупции в России, а также в Калининградской области. Приведены основные индикаторы состояния коррупции, приведена динамика основных показателей. Особое внимание уделено мерам по противодействию коррупции. Рассмотрены меры по противодействию коррупции на территории Калининградской области.
Ключевые слова: коррупция, система показателей анализа состояния коррупции, коррупция в России, коррупция в Калининградской области, меры по противодействию коррупции.
The article describes the concept of “corruption”. The state of corruption in Russia, as well as in the Kaliningrad region, is examined. The main indicators of the state of corruption are given, the dynamics of the main indicators is given. Particular attention is paid to anti-corruption measures. Measures to combat corruption in the Kaliningrad region are considered.
Keywords: corruption, system of indicators for analyzing the state of corruption, corruption in Russia, corruption in the Kaliningrad region, anti-corruption measures.
Одной из острых проблем, которые стоят перед Российской Федерацией и ее субъектами, является коррупция. Помимо того, что коррупция находится в тесной связи с организованными и экономическими преступлениями, как это можно усмотреть из аналитических документов, прогнозов и программ, которые посвящены борьбе с общественно опасными явлениями, коррупция в целом негативно влияет на развитие Российской Федерацией, его общества, а также отдельной личности.
Рассмотрим понятие «коррупции». Термин «коррупция», в настоящее время, не имеет общепринятого определения. Сложность состоит в том, что данное понятие постоянно изменяется, приспосабливаясь к нововведениям в законодательных актах, которые направлены на борьбу с коррупцией, стараясь тем самым легализоваться. На основании исследования различных источников [4, 5, 6], был сделан вывод, что коррупция описана как явление, проявляющиеся лишь в процессе выполнения государственными (муниципальными) служащими и другими лицами, которые обладают определенными полномочиями, своих должностных и служебных обязанностей.
Коррупция относится к числу, основных угроз государственной и общественной безопасности [4], считается одной из существенных и наиболее актуальных проблем современного российского общества [5, с. 77].
Устоявшаяся на протяжении последних пяти лет тенденция к снижению общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности существенных изменений не претерпела, несмотря на слабый рост их абсолютных показателей в 2016–2017 гг. (в 2018 г. -10,0 %; всего — 29 634) (см. табл. 1). При этом лишь 44,3 % уголовных дел о преступлениях рассматриваемого вида направлены в суд.
Таблица 1
Динамика преступлений коррупционной направленности иматериального ущерба, причиненного ими в 2014–2018гг., вРФ [7]
Показатели |
Годы |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Всего преступлений коррупционной направленности |
42 506 |
32 204 |
32 455 |
32 924 |
29 634 |
Прирост / снижение, % |
–14,2 |
–24,2 |
0,8 |
1,4 |
–10,0 |
Материальный ущерб, причиненный зарегистрированными преступлениями коррупционной направленности, млрд руб. |
26,0 |
39,3 |
43,7 |
78,4 |
39,6 |
Прирост / снижение, % |
19,8 |
33,9 |
10,0 |
44,3 |
–50,5 |
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, количество преступлений коррупционной направленности в 2014–2018 гг. уменьшилось на 12 872 ед. или на 30,3 %. При этом, материальный ущерб, причиненный зарегистрированными преступлениями коррупционной направленности, увеличился за последние пять лет на 13,6 млрд. руб. или на 52,3 %. В 2018 г. размер причиненного материального ущерба в результате совершения преступлений коррупционной направленности составил 39,6 млрд. руб., а размер возмещенного ущерба — 4,0 млрд. руб., т. е. 1/10 объема причиненного вреда.
В структуре коррупционной преступности основную долю составляют взяточничество — 60,6 %; мошенничества, совершенные с использованием служебного положения — 25,5 %; присвоения или растраты с использованием служебного положения –13,1 %, служебный подлог — 7,7 % и др. (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура коррупционной преступности в Российской Федерации по итогам 2018 г., % [7]
Хотя в 2018 г. на 16,3 % увеличилась доля преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, они составляют лишь пятую часть выявленных коррупционных деяний (в 2018 г. — 5 068; +8,1 %). Средний размер взятки по выявленным правоохранительными органами преступлениям составил 2,1 млн. руб., органами внутренних дел — 280,1 тыс. руб. На 0,4 % возросло число лиц, совершивших преступления коррупционной направленности в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); на 33,3 % увеличилась доля коррупционеров в судебных органах, на 10,3 % — в системе Министерства обороны. В целом прогнозируется дальнейшее снижение показателей преступлений коррупционной направленности.
Далее приведем статистику совершения коррупционных правонарушений в Калининградской области в 2014–2018 гг. (см. рисунок 2).
Рис. 2. Количество выявленных коррупционных преступлений в Калининградской области за период 2014–2018 гг., ед. [8]
Как видно из данных, наглядно представленных на рисунке 2, количество выявленных коррупционных преступлений в Калининградской области за последние пять лет снизилось на 114 ед. или на 67,1 %.
Деятельность Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Калининградской области (далее — Комиссия) и Управления Калининградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее — Управление) осуществляется в рамках положений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [1], и принятым в соответствии с ним Указом Губернатора Калининградской области от 14 октября 2015 года № 139 «О мерах по реализации пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [3].
Основными задачами, решаемыми Комиссией в 2018 году являлись [3]:
1) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его Президиума;
2) подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции Губернатору Калининградской области;
3) обеспечение координации деятельности Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области (далее — органы исполнительной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (далее — органы местного самоуправления) по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
4) обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в Калининградской области;
5) обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации и научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Калининградской области;
6) информирование общественности о проводимой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления работе по противодействию коррупции.
Работа Управления была нацелена на выполнение следующих задач:
1) формирование у лиц, замещающих государственные должности Калининградской области и являющихся членами Правительства Калининградской области, представителя Калининградской области в иностранных государствах и международных организациях, Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области (далее — лица, замещающие государственные должности), а также государственных гражданских служащих Калининградской области, замещающих должности государственной гражданской службы Калининградской области (далее — должности гражданской службы) в системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области (далее — органы исполнительной власти), муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению;
2) профилактика коррупционных правонарушений в Правительстве Калининградской области, органах исполнительной власти Калининградской области и государственных учреждениях Калининградской области;
3) осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности и должности гражданской службы в органах исполнительной власти, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
4) обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм;
5) проведение в пределах своей компетенции мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Таким образом, подводя итог всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- В научной литературе коррупция описана как явление, проявляющиеся лишь в процессе выполнения государственными (муниципальными) служащими и другими лицами, которые обладают определенными полномочиями, своих должностных и служебных обязанностей.
- Динамика количества преступлений коррупционного законодательства отрицательная как на территории Российской Федерации, так и на территории Калининградской области. При этом, в их структуре наибольший удельный вес занимают мошенничество и мелкое взяточничество.
- Работа в сфере противодействия коррупции в Калининградской области построена в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего антикоррупционную деятельность, а выстроенная система мер и механизмы их реализации с учетом координирующей роли Комиссии и Управления позволяет лицам, замещающим государственные должности и должности гражданской службы, соблюдать предусмотренные законодательством ограничения, запреты и обязанности.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений») // Консультант плюс (дата обращения 08.10.2019).
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Консультант плюс (дата обращения 11.10.2019).
3. Указ Губернатора Калининградской области от 14 октября 2015 года № 139 «О мерах по реализации пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Консультант плюс (дата обращения 11.10.2019).
4. Бурцев Ю. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // Транспортное дело России. — 2017. — № 2. — С. 66.
5. Григорова Т. В. Коррупция в России: история и современность // Сибирская финансовая школа. — 2017. — № 1. — С. 47–51.
6. Кабжанов А. Т. Проблемы определения понятия коррупции // Актуальные проблемы современности. — 2016. — № 3. — С. 34.
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации Портал правовой статистики [Электронный ресурс] — URL: http://www.crimestat.ru/regions_chart_total — (дата обращения: 12.10.2019).
8. Прокуратура Калининградской области: сайт [Электронный ресурс] — URL http://magoblproc.ru/index.php?newsid=580 (дата обращения: 12.10.2019).