Здравоохранение является важнейшей социальной сферой общества. Результаты медицинской деятельности приносят огромный экономический эффект каждой стране. Поэтому экономика здравоохранения заслуживает глубокого изучения. Выяснение экономической эффективности, характера и закономерностей взаимосвязи между здравоохранением и здоровьем людей есть одна из основных проблем медицины. Систематизация теоретических положений по оценке социально-экономической эффективности и качества медицинских услуг даёт возможность улучшать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности
Health care is the most important social sphere of society. The results of medical activities bring a huge economic effect to each country. Therefore, the health care economy deserves deep study. Finding out the economic efficiency, nature and patterns of the relationship between health and human health is one of the main problems of medicine. A generalization of theoretical principles for assessing socio-economic efficiency and quality of medical services makes it possible to develop the degree of achievement of medical, social and economic.
Актуальность темы исследования. Недооценка роли медико-экономического анализа связана со слабой теоретической разработанностью экономических проблем здравоохранения» [99]. Науке «экономика здравоохранения» и практике медико-экономического анализа в нашем обществе не более 15–20 лет. Экономика здравоохранения — одна из отраслей народного хозяйства страны, которая выполняет функции по охране и укреплению здоровья, профилактике и предотвращения заболеваний и их распространения, оказания широкого спектра медицинских, медико-технологических и фармакологических услуг.
В последнее время, в условиях рыночной экономики, отрасль здравоохранения все больше вовлекается в экономические реформы, которые способствуют активному реформированию медицинских учреждений.
В конце ХХ и начале XXI веков проблемы экономической оценки эффективности лечения стало одним из важных проблем сферы здравоохранения. Эти задачи были особо обозначены в таких документах, как: «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» [1]и «Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы» [2]. В этих документах еще раз заявлено о значимости повышения различных аспектов эффективности (медицинской, социальной, экономической, структурной) здравоохранения, обеспечивающих решение основных задач развития данной сферы услуг: создание условий, возможностей и мотивации населения Республики Узбекистан для ведения здорового образа жизни; увеличение ожидаемой продолжительности жизни путем улучшения результатов профилактики и лечения заболеваний и состояний, служащих причиной большинства случаев преждевременной смертности и инвалидности; реформирование системы финансирования и организации здравоохранения для обеспечения равного доступа к медицинской помощи, финансовой защищенности населения и справедливого распределения ресурсов; усиление потенциала органов управления здравоохранением, повышение роли и ответственности их руководителей для реализации задач Концепции и улучшения качества медицинской помощи населению республики. Социально-экономическая значимость проблем анализа функционирования комплексных системных показателей и оценки эффективности и качества медицинских услуг в современных условиях реформирования сферы здравоохранения определили актуальность и значимость темы исследования. В настоящее время одним из направлений, показавших свою высокую результативность в медицинских организациях, является использование методов стратегического планирования, основанных на достижение конкретных целевых показателей эффективности деятельности.
В основном смогли значительно улучшить основные показатели эффективности своей деятельности те медицинские организации, которые перешли к применению такого инструмента управления как использование методов стратегического планирования, основанных на достижении конкретных целевых показателей эффективности деятельности. Однако стоит отметить, что данное явление является, скорее, исключением, нежели правилом, в практике отечественных медицинских организаций. Оно до сих пор не получило широкого распространения ввиду, вероятнее всего, следующих причин:
1) недостаточного количества сотрудников, имеющих необходимые знания и компетенции в области применения современных инструментов;
2) ограниченных временных ресурсов для реализации подобных проектов;
3) особенности менталитета медицинских работников, испытывающих определенные трудности с внедрением современных технологий в практику работы организации. [3].
Поэтому становится актуальным введение в практику организации работы медицинских учреждений критериев оценки эффективности, учитывающих специфику деятельности и соответствующих генеральной стратегии развития организации.
Целью является обобщение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по оценке социально-экономической эффективности и качества медицинских услуг, а также совершенствование финансирования и управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений в современных условиях. Также, реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: раскрыть общие и особенные свойства здравоохранения как специфической отрасли экономики и функционирующих в ней медицинских организаций; уточнить экономическое содержание социально-экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений в современных условиях развития рыночных отношений;
— систематизировать теоретические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий сферы услуг и, в частности, сферы здравоохранения;
Предметом исследования являются методы оценки и управления эффективностью медицинских услуг, оказываемых населению организациями здравоохранения в современных условиях развития рыночных отношений.
Теоретическая база исследования. Теоретико-методологической основой работы являются концепции, теоретические положения, представленные в классической и современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам развития' здравоохранения, финансирования и оценке эффективности деятельности медицинских учреждений основывается на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства исторического и логического, структурного, системно-функционального и сравнительного анализа.
Результаты исследования иих обсуждение. Для изучения методов оценки эффективности деятельности медицинской организации необходима многоуровневая система показателей. Однако на данном этапе времени как на локальном уровне отдельных учреждений, так и системы здравоохранения в целом недостаточно законодательно закреплены показатели и целевые индикаторы, отражающие эффективность деятельности на различных уровнях. Существующие нормативно-правовые документы в сфере здравоохранения лишь в общих чертах описывают критерии и показатели такой оценки.
На государственном уровне система оценок эффективности системы здравоохранения частично отражена в указе Президента Республика Узбекистана Ш. Мирзиёева “О мерах по кардинальному совершенствованию системы здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан” [4]. И Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы. В то же время в представленных программах не совпадает перечень критериев и показателей, которые будут использоваться для эффективности отдельных учреждений или системы здравоохранения региона. Так, Минздрав Республик Узбекистан отвечает исполнение Программы государственных гарантий, в то время как Государственная программа Республик Узбекистан «Развития системы здравоохранения Республики Узбекистан» имеет межведомственный статус. Поэтому создается такая ситуация, при которой Минздрав РУз, отвечая за сам процесс оказания медицинской помощи, не несет ответственности за ее результат и качество. Также, в концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан предусмотрены и разработаны следующие задачи: Обеспечение комплексного правового регулирования отрасли с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения; развитие механизмов эффективного межведомственного взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны здоровья граждан, включая решение проблем, негативно влияющих на социальные и экономические детерминанты здоровья, развитие здоровой и безопасной окружающей среды, улучшение водоснабжения и санитарии, здорового питания, в том числе младенцев и детей, а также формирование здорового образа жизни; укрепление системы общественного здравоохранения, в том числе развитие санитарно-эпидемиологической службы, совершенствование системы контроля инфекционных и неинфекционных хронических заболеваний, внедрение и выполнение Международных медико-санитарных правил; реформирование районного звена здравоохранения для обеспечения эффективной интеграции медицинских учреждений первичного и вторичного уровней здравоохранения, экстренной медицинской помощи, укрепление охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование специализированной и развитие паллиативной медицинской помощи; совершенствование системы финансирования и организации здравоохранения, законодательное закрепление гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи и поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования; развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения; совершенствование организационной структуры системы здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных органов управления с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности; поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, а также лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности; дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, гармонизация процедур регистрации новых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и медицинской техники с международными стандартами, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, внедрение систем их маркировки и трекинга; формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) научных и образовательных медицинских учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий; широкое внедрение систем «электронного здравоохранения», создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов [5.].
На уровне медицинских организаций, благодаря Указу Президента РУз от 07.12.2018 г. N УП-5590 “Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы” законодательно закреплена необходимость проведения независимой оценки качества. Независимую оценку качества в Республики Узбекистан осуществляет орган государственной власти в сфере охраны здоровья, осуществляющий функции и полномочия учредителя организаций.
Для проведения независимой оценки эффективности деятельности медицинских организаций данным приказом рекомендуется использовать показатели качества работы медицинских организаций, характеризующие:
1) открытость и доступность информации о медицинской организации;
2) комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
3) время ожидания в очереди при получении медицинской услуги;
4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации;
5) удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации.
Выводы. Комплексная оценка эффективности здравоохранения на всех иерархических уровнях и исследование человеческого капитала, в частности, капитала здоровья, как показателя эффективности здравоохранения, — одни из важнейших теоретических и прикладных проблем современной организации и экономики здравоохранения. Остаются нерешенными системные проблемы в области управления как системой здравоохранения, так и медицинскими организациями (в первую очередь в части анализа и принятия управленческих решений), что негативно сказывается на организации работы внутри медицинской организации и приводит к появлению специфических проблем в здравоохранения. Неясность законодательства в сфере регулирования вопросов оценки медицинской, социальной и особенно экономической эффективности деятельности медицинской организации порождает множество мнений по данному вопросу как со стороны со стороны руководства медицинских организаций, так и в научной среде. В тоже время это можно оценить и положительно, так как существующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оставляет за последними достаточно большой простор для разработки и реализации собственных решений.
Основой для формирования системы показателей в сфере оценки эффективности медицинской организации должно стать определение приоритетов, по которым будет осуществляться данная оценка. В качестве основных приоритетов в оценке деятельности медицинской организации является степень достижения медицинской, социальной и экономической эффективности. Следовательно, и показатели должны быть разработаны с учетом данных критериев. На основе этого можно предложить систему аналитических показателей, которые могут дать комплексную оценку эффективности деятельности медицинского учреждения с позиции различных ее составляющих: медицинской, социальной и экономической (рисунок 1).
Рис. 1.
Литература:
- http://lex.uz/ru/docs/4096199/.указ президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеева /О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения республики узбекистан/г. Ташкент, 7 декабря 2018 г.,№ ПП-5590
- http://www.uza.uz/ru/documents/o-kompleksnykh-merakh-po-korennomu-sovershenstvovaniyu-siste-07–12–2018/Указ Президента Республики Узбекистан/
- Сергеева Н. М. “О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций”.
- https://regulation.gov.uz/ru/document/309 / Ш. Мирзиёев/ Указ Президента Республика Узбекистан /О мерах по кардинальному совершенствованию системы здравоохранения и социального обеспечения Республики Узбекистан/
- Приложение n 1 к Указу Президента РУз от 07.12.2018 г. n уп-5590/ Цели и задачи дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Узбекистан.