Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 24.01.2020

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Бобакулов, Т. И. Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан / Т. И. Бобакулов, Ф. А. Юлдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66665/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается система банковского надзора и методы его осуществления в Республике Узбекистан. В статье дана авторская формулировка понятия «банковский надзор». Изучены нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора.

Ключевые слова: банковский надзор, Центральный банк, дистанционный надзор, инспектирование, пруденциальные нормативы.

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики вопросы обеспечения устойчивого развития банковской системы в Республике Узбекистан являются особо актуальными в связи с необходимостью качественного совершенствования механизмов банковского надзора и контроля над деятельностью кредитных организаций. Незрелость финансового рынка Республики Узбекистан обуславливает высокую потребность в эффективном банковском секторе, способном выполнять свойственные ему функции по аккумулированию и распределению временно свободных денежных средств, способствуя развитию наиболее перспективных отраслей экономики.

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг., Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12.09.2017г. № ПП-3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики» в целях обеспечения финансовой стабильности банковской системы, внедрения современных принципов и механизмов регулирования и надзора за банковской деятельностью коммерческим банкам рекомендовано:

− осуществить разработку и утверждение долгосрочных стратегий развития, направленных на качественную трансформацию банков в финансово стабильные и конкурентоспособные учреждения, функционирующие на основе передовой практики и международных стандартов;

− ежеквартально проводить стресс-тестирование ликвидных позиций с различными сценариями для повышения способности банка на ранних этапах выявлять, предотвращать и преодолевать банковские риски и их проявления;

− принять действенные меры по улучшению структуры активов банка и состояния кредитного портфеля банка с позиций защиты интересов акционеров банков, а также снижению доли неработающих кредитов;

− строго соблюдать сроки и утвержденные графики погашения кредитов, предпринимать меры по недопущению образования просроченной задолженности и исключению практики кредитования убыточных организаций.

Исследуя банковское законодательство, можно сказать о том, что в нем четко прописаны надзорные функции Центрального банка Республики Узбекистан, но не дано правового определения термина «банковский надзор». Обобщая мнения множества ученых-экономистов можно дать следующее определение данному понятию: «банковский надзор — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченным на то государственным органом и направленная на выявление соответствия деятельности отдельно взятого коммерческого банка или банковской системы в целом установленным нормам законодательства в сфере банковского дела, требованиям нормативных актов надзорного органа, выполнения коммерческими банками установленных экономических нормативов, а также требований по ведению бухгалтерского учета и отчетности».

Модель организации банковского надзора в Республике Узбекистан основывается на законодательном закреплении за Центральным банком исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Система банковского надзора сочетает в себе два подхода к регулированию деятельности — европейский, отдающий предпочтение дистанционному надзору, и североамериканский, базирующийся на проведении инспекторских проверок непосредственно в банках.

В рамках осуществления дистанционного надзора Центральный банк Республики Узбекистан в пределах своих полномочий устанавливает для банков пруденциальные[1] нормативы, в том числе:

− коэффициент адекватности капитала;

− коэффициенты ликвидности;

− лимиты открытой валютной позиции;

− максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков;

− максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;

− требования по классификации и оценке активов, а также формированию резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой классификации и другие.

При этом Центральный банк в целях осуществления надзорных функций вправе получать и проверять отчетность, а также другие документы, требовать разъяснения информации, полученной от банков, а также пользоваться информационными системами и базой данных банков.

С некоторыми из пруденциальных нормативов, устанавливаемых Центральным банком, можно ознакомиться с помощью данных следующих таблиц, составленных автором на базе законодательства Республики Узбекистан.

Таблица 1

Пруденциальные нормативы, установленные Центральным банком Республики Узбекистан, по кредитному риску коммерческих банков

Наименование показателя

Нормативное значение

максимальный размер риска (кредита) на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков

не более 25 % капитала банка первого уровня

максимальный размер риска (кредита) для бланковых (необеспеченных) кредитов, а также факторинговых услуг

не более 5 % капитала банка первого уровня

общая сумма всех крупных кредитов банка

не может превышать капитал банка первого уровня более, чем в 8 раз

общая сумма лизинговых услуг, предоставленных банком

не более 25 % капитала банка первого уровня

сумма всех предоставленных банком гарантий

не более 25 % капитала банка первого уровня

общая сумма всех кредитов, предоставленных банком, связанным с ним лицам

не более 100 % капитала банка первого уровня

Составлена автором

Таблица 2

Пруденциальные нормативы, установленные Центральным банкомРеспублики Узбекистан, по валютному риску коммерческих банков

Наименование показателя

Нормативное значение

величина открытой валютной позиции по каждому отдельному виду иностранной валюты на конец каждого операционного дня

не более 10 % регулятивного капитала банка

суммарная величина открытых валютных позиций на конец каждого операционного дня

не более 20 % регулятивного капитала банка

Составлена автором

В Положении «О порядке проведения инспектирования (проверки) коммерческих банков и их филиалов Центральным банком Республики Узбекистан» № 2217 от 14.04.11г. определены 3 вида проверок:

1) комплексная проверка — проверка, осуществляемая непосредственно на местах с целью изучения реального финансового положения банка и/или его филиалов, а также рисков, свойственных банковской деятельности и выдачи общей оценки деятельности;

2) тематическая проверка — проверка отдельных операций банка и/или его филиалов;

3) контрольная проверка — проверка, целью которой является контроль над состоянием процесса исправления ошибок и недочетов, выявленных в ходе последней инспекционной проверки.

Комплексная проверка назначается исходя из результатов пруденциального надзора на основании решения Комитета по надзору при Центральном банке.

Тематическая проверка проводится в следующих случаях:

− согласно решениям Президента Республики Узбекистан или Кабинета министров, а также правоохранительных органов о проведении проверки;

− если результаты пруденциального надзора свидетельствуют о финансовой неустойчивости банков и при наличии угрозы интересам вкладчиков и кредиторов;

− при поступлении в Центральный банк данных о нарушении банками и/или их филиалами банковского законодательства и на основании обращений физических и юридических лиц.

Срок инспекционной проверки устанавливается исходя из объема выполняемых банком операций и с учетом размера филиальной сети, но не более 30 календарных дней.

В 2018 году за нарушение требований банковского законодательства Центральный банк применил меры воздействия в виде ограничения на проведение отдельных операций по отношению к 12 банкам и штрафные санкции по отношению к 28 банкам на общую сумму 20,5 млрд. сум [6].

Временные ограничения на проведение операций применялись в форме запрета на выплату дивидендов, участие на торгах валютной биржи, на привлечение вкладов населения, на осуществление активных операций со связанными лицами банка и с иностранными банками.

Штрафные санкции применялись за нарушения:

а) выявленные по результатам инспекций (13 банков) — 5,9 млрд. сум;

б) при осуществлении валютных операций (26 банков) — 5,1 млрд. сум;

в) пруденциальных нормативов (24 банка) — 4,2 млрд. сум;

г) требований правил внутреннего контроля (8 банков) — 3,8 млрд. сум;

д) прав потребителей банковских услуг (2 банка) — 120 млн. сум.

В части пруденциальных нормативов банки в большинстве случаев не соблюдали нормативы ликвидности и лимиты открытой валютной позиции.

Приведенные статистические данные свидетельствует об эффективности механизма банковского надзора, осуществляемым Центральным банком Республики Узбекистан. Однако следует отметить необходимость усиления его надзорных функций ввиду повышения самостоятельности коммерческих банков. Несмотря на то, что в последующие годы Центральный банк продолжит осуществление жёсткого надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, а также применение мер раннего реагирования для предотвращения нарушений, целесообразным является рассмотрение вопроса о совершенствовании системы банковского надзора путем создания мегарегулятора (независимого органа, занимающегося исключительно надзорными функциями), что широко распространено в зарубежной практике.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан от 11.11.2019 № ЗРУ-582 «О Центральном банке Республики Узбекистан».
  2. Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности».
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017г. № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12.09.2017г. № ПП-3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики».
  5. Положение «О порядке проведения инспектирования (проверки) коммерческих банков и их филиалов Центральным банком Республики Узбекистан» № 2217 от 14.04.11г.
  6. Информация о мерах воздействия, применённых Центральным банком к кредитным организациям в 2018 году // Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: http://cbu.uz/ru/press-tsentr/press-relizy/2019/01/158426/ (дата обращения: 20.01.2020).

[1] Пруденциальный надзор - надзор, осуществляемый Центральным банком Республики Узбекистан за деятельностью банков в целях предотвращения и сокращения специфических рисков банковской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, банковский надзор, банк, Центральный банк, капитал банка первого уровня, банковское законодательство, общая сумма, Центральный банк Республики, банковская деятельность, банковская система.


Ключевые слова

Центральный Банк, банковский надзор, дистанционный надзор, инспектирование, пруденциальные нормативы

Похожие статьи

Принципы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

В статье рассмотрены принципы банковского надзора, которые являются основой надзорной деятельности за кредитными организациями. Рассмотрен процесс взаимодействия российского законодательства по банковскому надзору и применение Основных принципов эффе...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Экономические нормативы в системе банковского регулирования и надзора

В настоящей статье определяется понятие экономических нормативов и их роль в системе банковского регулирования и надзора.

Особенности банковских кредитных правоотношений по законодательству Республики Узбекистан

В данной статье на основе положений теории государства и права, а также гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности банковских кредитных правоотношений, основные положения правового регулирования банковской деятельно...

Направления совершенствования банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с совершенствованием системы структурной организации банковского надзора. Определены виды участия центрального банка в осуществлении банковского надзора в зарубежных странах и РФ. Аргументирована целесообра...

Некоторые вопросы развития современной надзорной деятельности Центрального Банка РФ

В статье рассматриваются некоторые современные тенденции развития надзорной деятельности Центрального Банка РФ. Исследуются действия Банка России по совершенствованию надзора в недавний период.

Совершенствование Банком России подходов в области банковского регулирования и надзора в РФ

В статье рассматривается процедура внедрения стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации. Анализируются основные отличия порядка расчета старых нормативов банковского регулирования от действующих в рамка...

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Похожие статьи

Принципы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

В статье рассмотрены принципы банковского надзора, которые являются основой надзорной деятельности за кредитными организациями. Рассмотрен процесс взаимодействия российского законодательства по банковскому надзору и применение Основных принципов эффе...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Экономические нормативы в системе банковского регулирования и надзора

В настоящей статье определяется понятие экономических нормативов и их роль в системе банковского регулирования и надзора.

Особенности банковских кредитных правоотношений по законодательству Республики Узбекистан

В данной статье на основе положений теории государства и права, а также гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности банковских кредитных правоотношений, основные положения правового регулирования банковской деятельно...

Направления совершенствования банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с совершенствованием системы структурной организации банковского надзора. Определены виды участия центрального банка в осуществлении банковского надзора в зарубежных странах и РФ. Аргументирована целесообра...

Некоторые вопросы развития современной надзорной деятельности Центрального Банка РФ

В статье рассматриваются некоторые современные тенденции развития надзорной деятельности Центрального Банка РФ. Исследуются действия Банка России по совершенствованию надзора в недавний период.

Совершенствование Банком России подходов в области банковского регулирования и надзора в РФ

В статье рассматривается процедура внедрения стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации. Анализируются основные отличия порядка расчета старых нормативов банковского регулирования от действующих в рамка...

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Задать вопрос