В статье раскрываются проблемы реализации прав осужденных в исправительных учреждениях. В частности, анализируется такая проблема, связанная с реализацией прав осужденных в исправительных учреждениях, которая заключается в некачественном оказании медицинской помощи осужденным. Помимо этого, рассматривается проблема реализации избирательных прав осужденных в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: права осужденных, исправительное учреждение.
The article reveals the problems of implementing the rights of convicts in correctional institutions.
Keywords: rights of convicts, correctional institution.
В настоящее время в системе реализации прав осужденных в исправительных учреждениях существует значительные и многочисленные проблемы.
Акцентируем внимание только на наиболее важных проблемах реализации прав осужденных в исправительных учреждениях.
Первая проблема, связанная с реализацией прав осужденных в исправительных учреждениях, заключается в некачественном оказании медицинской помощи осужденным.
Следует сказать, что медико-санитарное обеспечение является особой государственной структурой обеспечения лиц, которые содержатся в исправительных учреждениях, профилактической и лечебной помощью. Подчеркнем, что указанная помощь, в свою очередь, построена на принципе вседоступности.
Право на здоровье и получение медицинской помощи закреплено в ст. 41 Конституции РФ [1]. Стоит отметить, что указанное право реализуется за счет средств страховых взносов граждан РФ, а также государственного бюджета РФ. В ст. 26 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].
Закреплено, что осужденным к таким видам наказания, как лишение свободы, ограничение свободы, арест либо административный арест, положено оказание медицинской помощи наравне с обычными гражданами РФ. Также право на охрану здоровья и получение медицинской помощи закреплено и в международных нормативно-правовых актах (к примеру, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными).
Кроме того, необходимо отметить, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [6] закрепила стратегию совершенствования всей уголовно-исполнительной системы, которая заключается в гуманизации ее деятельности и реализации международных стандартов исполнения уголовных наказаний.
Судебная практика, связанная с реализацией прав осужденных на здоровье и оказание медицинской помощи, также подтверждает наличие ряда существенных противоречий. В частности, в правоприменительной практике выявлена проблема роста числа заболеваний и смертности среди анализируемой категории лиц.
Одной из причин указанной выше проблемы является удаленность пенитенциарных учреждений от крупных населенных пунктов, а также и от учреждений здравоохранения. Этот факт осложнен тем, что врачи и медики пенитенциарного учреждения очень часто не обладают достаточной квалификацией для оказания качественной медицинской помощи [8, С. 44].
Второй причиной указанной проблемы является устаревшее специальное оборудование медицинских частей пенитенциарных учреждений, а также нехватка лекарственных препаратов [10, С. 56].
Кроме того, сложность рассматриваемой проблемы состоит в том, что поиск квалифицированного медицинского персонала в сельской местности является затруднительным, что влечет за собой привлечение квалифицированных кадров из города в сельскую местность. Нередко реализация наказания в виде лишения свободы ухудшает физическое состояние осужденного, который имеет тяжелое заболевание, а зачастую приводит и к смерти такого заключенного.
С целью решения рассматриваемой проблемы в ФЗ от 29.12.2010 г. № 434 [4] закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при появлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелой болезни, которая мешает реализации указанной меры пресечения.
Также было принято Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1466 [5] которое утвердило перечень тяжелых заболеваний, которые препятствуют содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Кроме того, был принят ФЗ от 07.02.2011 г. № 5-ФЗ [3], в котором зафиксирована потребность в проведении медицинского осмотра осужденного и выдачи медицинского решения при водворении в штрафной изолятор.
Однако на все предпринятые законодателем попытки исправить сложившуюся ситуацию, связанную с реализацией прав осужденных в исправительных учреждениях, в настоящее время всё еще остается множество нерешенных вопросов.
Вторая проблема заключается в реализации избирательных прав осужденных в исправительных учреждениях.
Следует напомнить, что ч. 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает запрет на право избирать и быть избранными в отношении граждан, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы. При этом законодателем абсолютно не комментируются причины и основания такого запрета.
Хотя в основополагающих международных документах указанное право презюмируется.
В частности, нормы ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. устанавливают право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, а также право каждого человека на равный доступ к государственной службе в своей стране. Нормы ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах [7] предусматривают всеобщее равное избирательное право без каких-либо ограничений или дискриминации.
Нормы ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод также устанавливают право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно.
При этом следует заметить, что федеральное законодательство, включая Конституцию Российской Федерации, должно соответствовать подписанным международным документам. Однако в отечественном законодательстве существуют противоречия в отношении указанного права.
Однако наравне с мнением о целесообразности сохранения избирательных прав осужденным к наказанию в виде лишения свободы в научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой следует не только оставить данное ограничение, но и расширить круг лиц, которые подпадают под его действие, а именно распространить ограничение активного избирательного права на лиц, которые имеют неснятую либо непогашенную судимость за совершение тяжкого либо же особо тяжкого преступления [9, С. 288].
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48. Ст. 6724.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 902, в «Парламентской газете» от 18 февраля 2011 г. № 8.
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1. Ст. 46.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 61.
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС Консультант Плюс.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
- Багреева Е. Г., Гасанов Э. Н. О. Обеспечение социокультурных прав осужденных // Научные горизонты. 2018. № 11–1 (15). С. 44.
- Королев Р. В., Бакиев Д. А. Некоторые вопросы о политических правах осужденных к лишению свободы // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 288.
- Никитин Д. А., Богданов М. Н. Роль криминогенной ситуации отчуждения в детерминации преступного насилия с участием ВИЧ-инфицированных осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1(19). С. 56.