В статье раскрываются направления совершенствования законодательства о правах осужденных в исправительных учреждениях. В частности, анализируется возможность создания особой централизованной системы, руководящей процессом оказания медицинской помощи осужденным, а также вопросы реализации избирательного прав осужденных.
Ключевые слова: осужденные, права осужденных, исправительное учреждение, совершенствование законодательства.
The article reveals the ways to improve the legislation on the rights of convicts in correctional institutions. In particular, the author analyzes the possibility of creating a special centralized system that manages the process of providing medical care to convicts, as well as issues of implementing the electoral rights of convicts.
Keywords: convicts, rights of convicts, correctional facility, improvement of the legislation.
В процессе анализа непосредственно проблем правового положения осужденных в исправительных учреждениях можно выделить наиболее частые распространенные нарушения прав осужденных:
1) администрациями следственных изоляторов и исправительных учреждений не соблюдаются нормы санитарной площади 4 кв. м. на одного человека;
2) встречаются системные нарушения требований законодательства о медико-санитарном обеспечении подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
3) нахождение осужденных в штрафных помещениях без оформления документов, которые бы подтверждали законность и обоснованность их нахождения в таких помещениях;
4) необорудованные комнаты для проведения воспитательной работы с осужденными;
5) во многих учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных жестоко избивают, а также пытают, помимо этого, высок риск заражения тяжелыми заболеваниями;
6) нарушение требований действующего законодательства и прав осужденных при трудоустройстве осужденных в исправительных учреждениях.
Правоприменительная практика подтверждает наличие улучшений от внесения изменений в сфере оказания осужденным медицинской помощи и охраны их права на здоровье. Основным положительным примером реализации государством различных мер в данной сфере является Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466. Распространение действия данного нормативного акта на всю территорию государства даст возможность достичь позитивных результатов в области обеспечения медицинской помощи осужденным. Ведь именно защита здоровья осужденных от различного рода угроз считается основной целью медико-санитарного обеспечения данной категории лиц и на сегодняшний день требует дальнейшего реформирования.
Поэтому на сегодняшний день является целесообразным создание особой централизованной системы, руководящей процессом оказания медицинской помощи осужденным, состоящей из разнопрофильных лечебно-профилактических учреждений, которые бы были подчинены территориальным органам уголовно-исполнительной системы России, хотя и были бы выведены за пределы пенитенциарных учреждений.
По нашему мнению, вопрос об ограничении избирательного права осужденных должен быть решен последовательно с учетом категории совершенного преступления, его вида в зависимости от объекта посягательства, умысла и мотивов. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации [1] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [4, С. 289].
Считаем, что избирательные права имеют политическую природу и обеспечивают политическую активность граждан. Лица, осужденные за совершение преступлений, не перестают быть гражданами своего государства и не должны автоматически утрачивать гражданские права, обеспечивающие их взаимосвязь с государством.
Более того, как определяет сама Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55), любые ограничения прав граждан должны быть обусловлены необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Доктринальное и официальное разъяснение возможных ограничений подразумевает использование конституционного принципа соразмерности, который предполагает адекватность и пропорциональность применяемых ограничительных мер воздействия [2, С. 14]. Отступление от указанного принципа можно расценивать как меру, не соответствующую целям защиты конституционно значимых ценностей и интересов, и в итоге как нарушение конституционных прав и свобод [3, С. 38]. Конечно, формулировка рассматриваемого принципа имеет оценочные категории, что вызывает определенные затруднения. И все же принцип соразмерности можно рассматривать как естественный правовой барьер при установлении ограничений прав и свобод граждан.
Таким образом, ограничение избирательных прав для всех лиц, осужденных к лишению свободы, является, во-первых, необоснованным с точки зрения содержания указанной меры, во-вторых, противоречащим нормам международного права. Считаем, что ограничение избирательных прав должно быть дополнительным наказанием за узкий круг преступлений, а именно в сфере политических правоотношений. Для реализации данного положения необходимы соответствующие изменения в конституционном и уголовном законодательстве.
Помимо этого, следует сказать, что в настоящее время в исправительных учреждениях отсутствует законодательное закрепление обязанностей осужденных женщин по отношению к своим детям, которые также находятся в исправительных учреждениях; существуют огромнейшие проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья осужденных, а также проблемы при реализации права осужденных на участие в выборах и также на свидание с родственниками.
Исходя из проблем реализации прав осужденных в исправительных учреждениях, выделим основные направления совершенствования законодательства и решения проблем правового положения осужденных.
Во-первых, в УИК РФ необходимо добавить отдельную главу 17.1, которая бы включила в себя особенности исполнения и отбывания наказания женщин в исправительных учреждениях.
Во-вторых, необходимо разработать более жесткий механизм защиты прав несовершеннолетних осужденных.
В-третьих, в сфере трудовой деятельности осужденных необходимо обеспечение государственных гарантий трудовых прав осужденных, которые установлены Трудовым кодексом РФ.
В-четвертых, целесообразным является создание особой централизованной системы, которая бы руководила процессом оказания медицинской помощи осужденным, и состояла бы, в свою очередь, из разнопрофильных лечебно-профилактических учреждений, которые бы были подчинены территориальным органам уголовно-исполнительной системы РФ.
В-пятых, необходимо внести изменения в конституционное и уголовное законодательство о том, что ограничение избирательных прав должно быть дополнительным наказанием за узкий круг преступлений, в частности, в сфере политических правоотношений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
- Беломестных Л. Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина (теоретический аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Л. Л. Беломестных. — Москва, 2003. — 410 с.
- Велиева Д. С., Пресняков М. В. Пассивные избирательные права: законодательное ограничение или юридическая стигматизация // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 2. — С. 38–42.
- Королев Р. В., Бакиев Д. А. Некоторые вопросы о политических правах осужденных к лишению свободы // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 8 (111). — С. 288–292.