Работая с детьми с речевыми нарушениями, бывает недостаточно традиционных технологий. Поэтому, каждый педагог старается внедрить в свою практику современные инновационные средства обучения и развития.
В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю.
При тщательном обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с применением функциональных нагрузок, можно наблюдать следующие особенности состояния общей и ручной моторики:
− общая моторика характеризуется неловкими, недифференцированными движениями;
− нарушения мышечного тонуса;
− не удержание поз;
− явления зеркальности;
− ошибочная пространственная организация движений;
− неточность и затруднения в выполнении серии движений;
− нарушение контроля за собственными действиями;
− снижение скорости выполнения и переключения с одного движения на другое и многое другое.
Данные особенности общей и ручной моторики детей с ТНР проявляются и в артикуляции. По данным М. И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование общей и ручной моторики способствует активации речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции.
Распространенная практика внедрения современных здоровьесберегающих технологий, методик в учреждения образования разного вида, в том числе и в дошкольное, обусловлена реализацией новых подходов и направлений модернизации физического воспитания детей. Эффективность коррекционно-развивающей деятельности, в данном случае, во многом определяется взаимодействием учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
По мнению многих ученых, инновационными направлениями в речевом и физическом воспитании детей являются современные физкультурно-оздоровительные практики, которые можно отнести к детскому фитнесу.
В узком смысле понятие «детский фитнес» означает форму организации занятий с детьми, представленную современными фитнес-технологиями на основе использования разнообразных традиционных и инновационных средств физического воспитания. Спектр фитнес-технологий постоянно расширяется:
− оздоровительная аэробика;
− ритмопластика;
− игровой стретчинг;
− фитбол-гимнастика и др.
В работах Т. С. Овчинниковой и А. А. Потапчук акцентируется внимание на корригирующем воздействии упражнений с фитболами на организм детей с нарушениями речи, так как способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.
Это эффективная технология, способствующая профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, а также вызывает интерес детей. Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом, например, вибрация от мяча, во время прыжков на нем, по физиологическому воздействию сходна с иппотерапией. С помощью «больших» мячей тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и функцию равновесия, укрепляют все группы мышц, а главное — формируют навык правильной осанки.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи интегрированные занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает выполнять движения в определенном темпе, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Применяя данную технологию, мы ставим следующие задачи:
− развивать дыхательную систему;
− развивать координацию речи в сочетании с ритмичной вибрацией мяча;
− совершенствовать общую и ручную моторику;
− формировать навык правильной осанки;
− повышать физическую подготовку.
Первым этапом в работе с фитболами является обучение правильному дыханию. При выполнении динамических дыхательных упражнений необходимо согласовывать темп движений с глубиной и ритмом дыхания. Например, для отработки правильного вдоха используем упражнения связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом их вверх, выдоху — упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук.
Далее осваиваются основные статические упражнения (исходные положения). Например, стоя, фитбол в руках внизу; сидя на фитболе, руки с двух сторон на мяче сбоку; лечь животом на мяч, упор на руки и на стопы, голову держать прямо, смотреть вниз; сидя на мяче, руки на грудной клетке и другие.
Постепенно можно подключать фонационные упражнения — произнесение звуков речи на выдохе, с постепенным усложнением речевого материала (звуки — слоги — слова — предложения). Например, И.П. — стоя на коленях, руки на мяче. Дети делают глубокий вдох и прокатываются по мячу вперед, произнося звук «Р». Вернуться в И. П. Вдох, прокатывают мяч вправо с произнесением слога «РА» — выдох. Вернуться в И. П.. Вдох, прокатывают мяч влево с произнесением слога «РО».
Такие упражнения важны для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Особенно эффективно сочетать такие упражнения с музыкой и общеразвивающими упражнениями.
Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определенной методикой исполнения. Сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений развивает чувство ритма, координацию, речь, осанку, вызывает эмоциональный подъем.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Литература:
- Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев, Академия пальчиковых наук. — АСТ, Сова, 2007.
- Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — Спб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
- Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. — Спб.: Речь; М.: Сфера, 2007.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.