Фитбол — помощник в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Мишакина, Е. А. Фитбол — помощник в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Мишакина, И. К. Джапарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66720/ (дата обращения: 16.11.2024).



Работая с детьми с речевыми нарушениями, бывает недостаточно традиционных технологий. Поэтому, каждый педагог старается внедрить в свою практику современные инновационные средства обучения и развития.

В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю.

При тщательном обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с применением функциональных нагрузок, можно наблюдать следующие особенности состояния общей и ручной моторики:

− общая моторика характеризуется неловкими, недифференцированными движениями;

− нарушения мышечного тонуса;

− не удержание поз;

− явления зеркальности;

− ошибочная пространственная организация движений;

− неточность и затруднения в выполнении серии движений;

− нарушение контроля за собственными действиями;

− снижение скорости выполнения и переключения с одного движения на другое и многое другое.

Данные особенности общей и ручной моторики детей с ТНР проявляются и в артикуляции. По данным М. И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование общей и ручной моторики способствует активации речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции.

Распространенная практика внедрения современных здоровьесберегающих технологий, методик в учреждения образования разного вида, в том числе и в дошкольное, обусловлена реализацией новых подходов и направлений модернизации физического воспитания детей. Эффективность коррекционно-развивающей деятельности, в данном случае, во многом определяется взаимодействием учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

По мнению многих ученых, инновационными направлениями в речевом и физическом воспитании детей являются современные физкультурно-оздоровительные практики, которые можно отнести к детскому фитнесу.

В узком смысле понятие «детский фитнес» означает форму организации занятий с детьми, представленную современными фитнес-технологиями на основе использования разнообразных традиционных и инновационных средств физического воспитания. Спектр фитнес-технологий постоянно расширяется:

− оздоровительная аэробика;

− ритмопластика;

− игровой стретчинг;

− фитбол-гимнастика и др.

В работах Т. С. Овчинниковой и А. А. Потапчук акцентируется внимание на корригирующем воздействии упражнений с фитболами на организм детей с нарушениями речи, так как способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Это эффективная технология, способствующая профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, а также вызывает интерес детей. Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом, например, вибрация от мяча, во время прыжков на нем, по физиологическому воздействию сходна с иппотерапией. С помощью «больших» мячей тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и функцию равновесия, укрепляют все группы мышц, а главное — формируют навык правильной осанки.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи интегрированные занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает выполнять движения в определенном темпе, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Применяя данную технологию, мы ставим следующие задачи:

− развивать дыхательную систему;

− развивать координацию речи в сочетании с ритмичной вибрацией мяча;

− совершенствовать общую и ручную моторику;

− формировать навык правильной осанки;

− повышать физическую подготовку.

Первым этапом в работе с фитболами является обучение правильному дыханию. При выполнении динамических дыхательных упражнений необходимо согласовывать темп движений с глубиной и ритмом дыхания. Например, для отработки правильного вдоха используем упражнения связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом их вверх, выдоху — упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук.

Далее осваиваются основные статические упражнения (исходные положения). Например, стоя, фитбол в руках внизу; сидя на фитболе, руки с двух сторон на мяче сбоку; лечь животом на мяч, упор на руки и на стопы, голову держать прямо, смотреть вниз; сидя на мяче, руки на грудной клетке и другие.

Постепенно можно подключать фонационные упражнения — произнесение звуков речи на выдохе, с постепенным усложнением речевого материала (звуки — слоги — слова — предложения). Например, И.П. — стоя на коленях, руки на мяче. Дети делают глубокий вдох и прокатываются по мячу вперед, произнося звук «Р». Вернуться в И. П. Вдох, прокатывают мяч вправо с произнесением слога «РА» — выдох. Вернуться в И. П.. Вдох, прокатывают мяч влево с произнесением слога «РО».

Такие упражнения важны для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Особенно эффективно сочетать такие упражнения с музыкой и общеразвивающими упражнениями.

Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определенной методикой исполнения. Сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений развивает чувство ритма, координацию, речь, осанку, вызывает эмоциональный подъем.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Литература:

  1. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев, Академия пальчиковых наук. — АСТ, Сова, 2007.
  3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — Спб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  4. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. — Спб.: Речь; М.: Сфера, 2007.
  5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, мяч, ручная моторика, правильная осанка, ребенок, рука, тяжелое нарушение речи, физическая культура, физическое воспитание детей.


Похожие статьи

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Задать вопрос