Данная статья раскрывает информацию о педагогических условиях формирования навыков общения на занятиях кружка по английскому языку.
Ключевые слова: ребенок, занятие, игра, игровая деятельность, образовательный процесс, активность, партнерство, работа с родителями.
Организационно-педагогические условия — это совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач, совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [4].
В качестве педагогических условий нами были обозначены следующие:
1) использование разнообразных форм организации образовательного процесса в кружковой работе, влияющих на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
2) использование игровой деятельности в кружковой работе, как средства развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;
3) организация эффективного взаимодействия в рамках кружка английского языка дошкольной образовательной организации и семьи.
В образовательном процессе в рамках кружковой работы используется разные формы организации образовательного процесса в рамках одного занятия.
Включение игровой деятельности, смена видов активности, стимулирование творческого отношения к теме занятия, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность ребенка, его познавательную деятельность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры занятия: физкультминутка или динамическая пауза, смена видов деятельности, подача материала наиболее доступным рациональным способом, нетрадиционная система опроса, музыкальное сопровождение [2].
Поскольку любое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной, в рамках вводной части нами реализуется подготовительный, фонетический, компонент, который помогает в отработке определенных английских звуков, что подготавливает артикуляционный аппарат ребенка для дальнейшей работы. Используется «Сказка о Язычке», а также разнообразные английские звуки. С помощью образности и персонажей легко запомнить и привязать к каким-то событиям те или иные звуки.
На основном этапе реализуется лексический компонент и происходит отработка и закрепление уже изученного материала с помощью подвижных или малоподвижных игр.
При прослушивании песенок и просмотре видео с физкультминутками реализуется музыкальный компонент, поскольку пение и аудирование позволяет детям овладевать навыками грамотного произношения наряду со снятием усталости и напряжения [1].
В основной части также при реализации диалогового компонента происходит закрепление основных лексических единиц и употребление их в речевых структурах. Дети учатся ориентироваться в ситуации, используя ролевые игры, а также макро- и микродиалоги.
На заключительном этапе дети в игровой форме прощаются с педагогом.
Касаемо использования игровой деятельности в кружковой работе следует отметить, что игра — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это положение является общепризнанным в педагогике дошкольного детства. О роли игры в жизни ребенка сказано много убедительных слов. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника.
Ведущим моментом каждого занятия является игровая деятельность учащихся и дошкольников. Продумывая планирование игр, необходимо обратиться к книге Е. И. Негневицкой и А. М. Шахнаровича «Язык и дети» [4]: «Прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы: какова цель игры, чему в ней должен учиться ребенок? Какое речевое действие он должен выполнять? Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребенка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели. С удовольствием играйте с ребенком сами». В этом отрывке учтены главные качества обучающей игры, которые отмечены в самом ее названии: она должна быть обучающей, и она должна быть игрой.
Игры творческой направленности также используются на занятиях: это изобразительные игры, такие как аппликация и словесно — творческие, такие как подбор рифмы. Большое внимание мы уделяем и пальчиковым играм, которые тренируют мелкую моторику движения пальцев и кистей рук. Такая гимнастика стимулирует речь, внимание, воображение, пространственное мышление, быстроту реакции. Рифмовки сопровождаются пальчиковыми играми.
Исследователи тесно связывали общение и взаимоотношения детей в игре, подчеркивая, что общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений. А. П. Усова отмечала: «Действовать вместе с другим ребенком — это не так просто в возрасте трех, четырех и даже шести лет. И, хотя, распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывается нужен еще язык общения»... [5, с.52].
Важным является взаимодействие педагога ДОО и семьи, так как любая дополнительная образовательная программа в первую очередь является результатом социального заказа общества на реализацию образовательных услуг на уровне государства, а дети выступают как потребители оказываемых ДОО дополнительных образовательных услуг по обучению, воспитанию и развитию.
Одной из основных форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников является родительское собрание, главная функция которого — это ознакомить родителей с деятельностью кружка английского языка, с результатами диагностики; а также быстро получить разнообразную информацию о детях, сообщить об изменениях режима работы кружка и т. д. Как система педагогического просвещения родительское собрание проводится в разнообразных формах, например, собрания-лекции, ролевые игры, ток-шоу, собрание-выставка.
Возможно использование стендовой информации, в которой будет вывешиваться актуальная информация для подготовки к занятиям, памятки, буклеты, ресурсы для самостоятельного и дополнительного изучения дома, а также записи песен и стихов для заучивания.
Необходимо отметить, что важным фактором успешного взаимодействия является совместная деятельность педагога, родителей и детей, например, проведение проектной работы, целью которой будет выразить какую-то интересную идею в рамках заданной темы и обсуждение, например, рассказать об известных праздниках страны изучаемого языка, сказках и обычаях.
Важным является проведение утренников, на которых родители в полной мере могут почувствовать себя зрителями театра, в котором актеры-дети показывают драматизацию сказки.
Все вышеперечисленные формы работы с семьями детей позволяют педагогу английского языка в условиях ДОO решать такие задачи установления партнерства с родителями, создание атмосферы общности интересов, открытого и прозрачного курса, просвещение родителей, объединение усилий субъектов образовательного пространства ДОО для обучения, воспитания и развития детей, а также выбор родителями оптимального метода обучения ребенка иностранному языку, соответствующего его возрастным и индивидуальным особенностям.
Литература:
- Вронская, И. В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников / СПб.: Каро, 2006
- Лесовая, Ю. В. О применении фреймовых технологий при изучении английского языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 1.С. 73–79.
- Лысенков, А. В. Психолого-педагогические условия формирования
- профессионально-ценностных ориентацией будущего учителя музыки: дис… канд. пед. Наук / А. В. Лысенко. — Майкоп, 2005. — 203 с.
- Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М.. Язык и дети. — М., 1981.
- Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1976. — 96 с.