В статье рассматривается возможность использования педагогики Reggio Emilia в проектировании развивающей предметно пространственной среды. Проводится анализ принципов современного российского дошкольного образования с концептуальными идеями педагогической системы Reggio Emilia (Реджио — Эмилия). Авторы описывают эффективность использованияреджио подхода в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: Реджио — Эмилия подход, развивающая предметно пространственная среда, дошкольники.
Введение. Актуальность исследования связана с глобализацией образования, в связи с чем, перед дошкольными образовательными организациями стоят следующие проблемы: повышение качества образовательных услуг и уровня образовательных программ актуальным потребностям и вызовам современности; ориентированность дошкольного образования на личностно-ориентированный подход в воспитании; вхождение в международное образовательное пространство и освоение его стандартов. Педагоги ДОО должны обладать компетенциями (психолого-педагогическими, творческими, социальными, эстетическими, коммуникативными), обеспечивающими способность оперативного применения, самостоятельного пополнения и расширения образовательного багажа, переноса профессионального практического опыта и знаний в смежные области профессиональной деятельности.
Ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — поддержка разнообразия и развития детства. Выпускник детского сада должен обладать личностными характеристиками, среди них креативность, инициативность, самостоятельность, положительное отношение к себе и другим, любознательность.
Отечественные исследователи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Г. Нежнова Г. К. Селевко, И. В. Тельнюк, Т. И. Шамова и др. уделяли внимание психологическим аспектам развития личности ребенка.
Исследователями в области инновационной образовательной деятельности Е. С. Березняк, Т. М. Давыденко, В. И. Зверева, М. И. Кондаков, B. C. Лазарев, Г. П. Новикова, М. М. Поташник, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, P. X. Шакуров и др. опирались на банк данных лучших моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели раннего развития детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработкам принципов построения развивающей предметно-пространственной среды уделяли внимание В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др.
Ученый исследователь С. Л. Новоселова определяет развивающую предметно-пространственную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Таким образом, анализ исследования научной литературы по проблеме позволил сформулировать цель — разработка и экспериментальная апробация программы «Использования реджио подхода в организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО».
Объект исследования — развивающая предметно — пространственная среда в ДОО.
Предмет исследования — педагогическая система Reggio Emilia (Реджио — Эмилия) и ее использование в ДОО.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники 2 младшей группы (31 ребенок) и подготовительной группы (24 ребенка) МБДОУ Павловский детский сад № 11 Павловского муниципального района Воронежской области. Исследование проводится с 2017 года до настоящего времен в разных возрастных группах. Данные, отраженные в исследовании, являются выборочными и представляют собой мониторинговый срез.
Методы исследования: научное, житейское наблюдение, сравнительный анализ и формирующий эксперимент.
Результаты и их обсуждение
В соответствии с принципами Reggio педагогики, взаимоотношения дошкольников строятся в пространстве, где можно исследовать мир, формировать собственную картину Мира. Развивающая среда Reggio педагогики дает возможность для экспериментов и творчества, проявления инициативы и самостоятельности, но направляется педагогами. Дети используют зоны предметно — пространственной среды, которые имеют следующие компоненты: социальный, пространственно-предметный, психодидактический.
В соответствии с проектом программы пространство дошкольной организации планируется так, чтобы дети разного возраста и уровня развития могли самостоятельно найти для себя занятия, которые для них наиболее привлекательны, включиться в деятельность, инициированную другими детьми или предложенную взрослыми. Среда может видоизменяться в соответствии с приобретаемым опытом детей.
В рамках проекта программы создано пространство, где есть все необходимое для самовыражения и самореализации каждого ребенка.
Опыт использования образовательного пространства «Творческая мастерская» показал, что существующие зоны интересны для детей и имеют эрготерапевтическую направленность. Наиболее популярны у детей занятия с природным материалом (желуди, каштаны, горох, бобы, гречка, орехи, тыквенные семечки и др.). Игры, инициируемые в этом направлении: «Золушка», «Бой фасолью», «Картина гречкой» и др.
Развитию творческих способностей способствует образовательная деятельность с глиной (гончарное ремесло), с соленым тестом, комбинированные этюды и др.
В рамках лингвистических культурных образовательных идей популярными являются фольклорные посиделки, где инициативу на себя берет педагог, а дети участвуют в создании предметов старины, например куклы оберега или формируют компетенции в области домашнего быта «Чаепитие», «Накрываем стол для гостей», «Вырезаем праздничные салфетки» и др.
Одним словом, «Творческая мастерская» — это пространство для совместных опытов и открытий, где дети не только соавторы образовательного процесса, но и инициаторы идей. В такой пространственной среде ребенок может наиболее разнообразно выразить себя. Кроме того, такая развивающая предметно — пространственная среда полезна для ребенка, так как насыщена зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересны и неизвестны, поэтому привлекают и мотивируют на игровую деятельность.
Следующая зона основана на социальном компоненте и называется «Маленький мир». Здесь располагаются игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр. Основная цель пространственной среды с социальным компонентом — создание свободной среды, которая будет отражать все чувства, мысли, отношения, эмоции и изобретения каждого ребенка и всех, кто его окружает. Результаты воспитательно-образовательной деятельности находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров активности и организации взрослыми образовательной деятельности.
Психодидактический компонент развивающей предметно — пространственной среды — «Умники и умницы». Среда включает фото, видео материалы детских проектов. Проектная деятельность организована для детей подготовительной группы. Образовательное документирование — базовый принцип реджио-подхода. Это есть способ информирования родителей о жизни детей в детском саду. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, поделки и др.). Приоритет отдается свободной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей, но направляет деятельность педагог и педагог-психолог.
Наибольшей популярностью пользуются проекты «Почему листья на деревьях меняют окраску», «Почему корабль не тонет», «От чего зависит погода?» и др.
Дети с удовольствием решают сложные дидактические задачи. Например: сложите все цифры от 1 до 6. Ответ (1+6)+(2+5)+(3+4)=21. (Формула Гаусса).
Выводы. Ключевым компонентом Reggio подхода являются исследования или проекты. В развивающей предметно-пространственной среде дети являются соавторами взрослых, и, более того, инициаторы большинства исследований. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организации образовательной деятельности в форме проектов обеспечивает интеграцию содержания всех образовательных областей.
Литература:
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.