В статье рассматриваются правовые проблемы применения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в Российской Федерации, а также вопросы репродуктивного туризма и направления репродуктивных миграционных процессов.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, ВРТ, медицинские технологии, репродуктивный туризм, репродуктивные права, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, ЭКО, репродуктивные миграционные процессы, in vitro, биоэтика.
В 1932 году О. Хаксли в своем романе «О дивный новый мир» писал о контроле над рождаемостью в будущем и рассуждал о возможных последствиях такого контроля в присущей антиутопии манере [8]. Вымысел в какой-то степени стал реальностью и, на сегодняшний день, контроль рождаемости требует актуальных законодательных решений. На сегодняшний день, юриспруденция вынуждена охватывать те области, которые ранее не входили в предмет регулирования. Те области, в которых достигли успехов медики, остаются юридически неразработанными.
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) — бесспорно, представляют собой олицетворение современных инноваций в области биомедицины. Такие медицинские технологии включают в себя различные методы преодоления бесплодия, такие как: ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), услуги суррогатного материнства, донорство биологического материала и т. п. [1]. Проблема применения вспомогательных репродуктивных технологий имеет комплексный характер, так как находится одновременно в нескольких плоскостях — медицины и биоэтики, юриспруденции, социологии, религии, экономики, порождает споры морально-этического и юридического характера.
К сожалению, на данный момент в Российской Федерации не ведется комплексная статистика применения ВРТ и результатов такого применения. Согласно данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ), постоянно возрастает количество проведенных циклов ВРТ и возрастает количество центров ВРТ по стране. Статистика ведется с 1995 года и, например, если в 1995 году было осуществлено 3690 циклов ВРТ, то по имеющимся данным на 2017 год — осуществлено 139779 циклов; а количество центров возросло с 12 до 220 соответственно [9]. Но, к сожалению, не все центры зарегистрированы в реестре и не все предоставляют статистическую информацию для обработки в РАРЧ, которая впоследствии передает информацию в международные статистические центры. Мы можем говорить лишь об общей тенденции возрастания таких правоотношений.
В Российской Федерации нет единого правового акта, посвященного регулированию вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Законодательство в данной области разрознено и носит фрагментарный характер, что, на наш взгляд, не соответствует темпам развития технологий репродукции. Основные вопросы репродуктивный прав регулируют: Конституция Российской Федерации [2], положения Семейного кодекса [3], Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» [1], Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н (ред. от 01.02.2018) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» [4].
Понятие вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) сформулировано в ст.55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Согласно закону вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства) [3]. Из определения понятно, что характерным признаком именно ВРТ является осуществление манипуляций in vitro с целью репродукции.
Недостаточно урегулированные отношения применения репродуктивных технологий также могут быть осложнены иностранным элементом, принимающим участие в данных правоотношениях. Эта проблема наиболее актуальна в связи с популярностью такого метода ВРТ, как суррогатное материнство. Поскольку в Российской Федерации на законодательном уровне не запрещено суррогатное материнство (как альтруистическое, так и коммерческое), а в ряде стран существует запрет на такого рода манипуляции (к таким странам относятся — Германия, некоторые штаты США), то иностранные граждане пользуются услугами суррогатных матерей на территории России. Не только суррогатное материнство, но и другие методы ВРТ также популярны среди иностранных граждан, ведь в Российской Федерации иностранные граждане могут пользоваться методами ВРТ.
Репродуктивные потоки могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние репродуктивные потоки — перемещение граждан внутри государства, вызванное необходимостью получения медицинских услуг репродуктивного характера в другом регионе. Внешние потоки — перемещение иностранных граждан из страны принадлежности в страну осуществления репродуктивных медицинских услуг. Противоречивое законодательное урегулирование вопросов суррогатного материнства оставляет участников таких правоотношений незащищенными.
Осложнение репродуктивных отношений иностранным элементом с одной стороны позволяет найти точки соприкосновения и взаимодействия между государствами как в медицинской, так и в правовой сфере, с другой может привести к распространению так называемого репродуктивного туризма. О положительных и отрицательных сторонах этого процесса в доктрине до сих пор ведутся споры. В такой ситуации иностранные граждане въезжают в страну с целью осуществления процедур ВРТ на территории этой страны, что связано с запретом в их государстве осуществления подобного рода манипуляций. Можно сказать, что репродуктивный туризм — это разновидность медицинского туризма или миграции в медицинских целях [5]. Существуют различные взгляды на формулировку данного явления, однако мы в нашей работе будем использовать именно термин — репродуктивный туризм, поскольку данное определение является сложившимся в юридической доктрине. Однако, не следует рассматривать слово «туризм» в прямом смысле, так как в данном случае это скорее разновидность миграционного процесса. С туристическим бизнесом, на наш взгляд, данный процесс не связан, либо связан косвенно (в вопросах приобретения билетов, размещения, сопровождения и т. п.). В российском законодательстве о туризме нет такой разновидности туризма как репродуктивный.
Основной целью так называемых репродуктивных туристов является получение квалифицированной медицинской помощи за определенную плату на территории той страны, в которую они въезжают. Причина — дифференциация репродуктивного законодательства: невозможность получения медицинских услуг на территории собственной страны, либо большое количество запретов при доступе к процедурам, высокая стоимость, соображения конфиденциальности и анонимности, отсутствие специалистов.
Стоит отметить, что репродуктивный туризм охватывает не только территорию Российской Федерации. В этот процесс также вовлечены другие государства, например, США, Израиль, где методы ВРТ осуществляются на высоком уровне [6]. Наоборот, в Италии и Германии много запретов на использование методов ВРТ внутри страны. Соответственно, репродуктивный миграционный поток направлен из этих стран в станы реализации репродуктивных технологий.
Правовые проблемы и правовые пробелы имеют место быть при применении методов ВРТ. Ситуации, когда суррогатные матери отказываются отдавать ребенка биологическим родителям или, наоборот, биологические родители отказываются от ребенка, рожденного суррогатной матерью — остаются областью плохо урегулированной. На данный момент, законодательство Российской Федерации находится на стороне суррогатной матери признавая ее приоритет в вопросе передачи ребенка после рождения, так как суррогатная мать может отказаться давать согласие на запись потенциальных родителей в свидетельство о рождении.
И такие ситуации имели место быть на практике, после чего в Постановлении Пленума Верховного Суда данный вопрос был освещен. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» в п. 30 указал, что отказ суррогатной матери на запись родителей не может являться безусловным отказов в удовлетворении иска о признании их родителями рожденного ребенка. Суду следует принять во внимание договор о суррогатном материнстве, а также причины отказа суррогатной матери в передаче ребенка [7]. Однако, на наш взгляд, такого урегулирования столь важного вопроса недостаточно и необходимо непосредственное законодательное урегулирование таких ситуаций. Вопрос еще больше осложнится, если потенциальными родителями будут выступать граждане иностранных государств. Возникнет вопрос о коллизионных привязках и применимом законодательстве. Может возникнуть вопрос о гражданстве ребенка, чьи потенциальные родители являются гражданами иностранных государств. В контексте правового пробела такая ситуация может крайне негативно сказаться на судьбе рожденного ребенка, защите его прав и законных интересов.
Следовательно, необходима разработка и внедрение норм в семейное законодательство, регулирующих вопросы установления материнства и отцовства в ситуации применения ВРТ. Требуется разработка концепции договора о суррогатном материнстве, детальная проработка потенциальных проблем и вопросов. Должны быть сформулированы изменения и дополнения в действующее законодательство, расширено урегулирование вопросов применения методов ВРТ на территории Российской Федерации иностранным гражданам, а также разрешены вопросы репродуктивного туризма в Российской Федерации.
Литература:
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) // Российская газета. — 2011. — № 263.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (в ред. от 21 июля 2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995, № 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16
- О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к применению: Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. от 01.02.2018) // Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 № 27010.
- Юсупова О. Г. Репродуктивный туризм: дети, технологии и миграция // Еженедельник «Демоскоп Weekly». — 2012. — № 509–510. — С. 1–30.
- Matorras R (December 2005). Reproductive exile versus reproductive tourism. Human Reproduvtion. 20 (12): 3571.
- О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017. — № 16.
- Хаксли Олдос. О дивный новый мир. — М. : АСТ, 2018. — 350 с.
- Российская Ассоциация Репродукции Человека // рарч. URL: http://www.rahr.ru/index.php (дата обращения: 21.01.2020).