Теоретические основы исследования психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 24.01.2020

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Белякова, Е. А. Теоретические основы исследования психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната / Е. А. Белякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66757/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируются теоретические основы исследования представления о партнере у инвалидов с расстройствами психики, являющихся получателями социальных услуг психоневрологического интерната.

Ключевые слова: представление, представление о партнере.

Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества. Именно в семье удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь он овладевает необходимыми социальными навыками, осваивает базовые стереотипы и нормы поведения, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов, возникающих при контактах с внешним миром. В удовлетворении таких потребностей и заключается смысл психологических и социо-культурных функций семьи.

Однако столь важные потребности человека могут быть реализованы даже на стадии добрачных отношений, в процессе сожительства, ведения общего быта и регулярного общения мужчин и женщин, но только в том случае, когда оба человека подошли к выбору партнера осознанно, имея гармоничные представления о лицах противоположного пола.

Раскрытие вопросов, связанных с формированием представлений об образе брачного партнера, совещено в трудах Заева С. В., Волковой А. Н., Бережной А. М., Котовой И. Б., Кон И. С., Уинча Р., Савинова Л. И. Мурстеина Б., Керксоффа А., Сентерс Р., Либих С. И др. Но на сегодняшний день изученной является лишь тема психологических особенностей формирования представлений о партнере у здоровых людей. Но психологические особенности представлений о партнере у лиц с расстройствами психики, являющихся получателями социальных услуг психоневрологических интернатов, остаются не изученными.

Представление о партнере — это образы, базирующиеся на прошлом опыте человека, а также формирующиеся на основе оценки внешности партнера, его качеств, поведения в условиях общения и совместной деятельности. Они формируются и могут изменятся под влиянием времени, обстоятельств и событий. В психологических исследованиях чаще можно встретить описание представлений в целом, но почти никто не говорит о компонентах, которые входят в представления о партнере.

Представления о брачном партнере — являются результатом социального восприятия и продуктом познания социального мира. Особенности того, кто воспринимает зависят от его субъективных и объективных характеристик. Эти особенности будут влиять на глубину, всесторонность и скорость познания другого человека. Г. М. Андреева [1] относит к ним пол, возраст, национальность, социальный интеллект, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности.

На сегодняшний день наиболее изученной является лишь тема психологических особенностей формирования представлений о партнере у здоровых людей. Но психологические особенности представлений о партнере у лиц с расстройствами психики, являющихся получателями социальных услуг психоневрологических интернатов, остаются не изученными.

В психоневрологических интернатах инвалиды с психическими расстройствами могут не только жить и получать уход, но и реализовать себя как личность, участника социальных отношений. Клиенты интернатов также общаются между собой, дружат и образуют пары. Однако ввиду специфики своего состояния: социальной не зрелости, эмоциональной огрубленности, выраженного когнитивного и мнестического снижения на фоне психического заболевания, особой проблемой проживающих становится формирование образа партнера и выстраивание гармоничных отношений с противоположным полом.

Контингент получателей социальных услуг состоит из клиентов с умственной отсталостью, эпилепсией, шизофренией.

Каждая группа клиентов обладает своими психологическими особенностями.

Люди с нарушением интеллекта отличаются недостаточным развитием психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной системы, недостаточность речевого развития, которые приводят к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У умственно отсталых клиентов на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, повышенная склонность к сохранному торможению.

М. С. Певзнер утверждает, что интеллектуальная недостаточность лиц с умственной отсталостью выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и плохо подвижно, имеет наглядно-образный, ситуационный характер. При знакомстве с предметом умственно отсталый человек замечает только резко очерченные его части и не всегда самые существенные, затрудняется различать близкие по спектру цвета.

По данным ряда специалистов (М. Ф. Гнездилов, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова и др.), у лиц с умственной отсталостью страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия.

Клиенты с умственной отсталостью ввиду нахождения в условиях закрытого учреждения подвержены отрицательному воздействию окружения с патологиями и однообразной обстановки, способствующей развитию явлений госпитализма. Оно имеет следующие признаки: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаточность жизненного пространства; зависимость от персонала учреждения; ограниченные возможности занятости; регламентированность деятельности социального учреждения. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что клиенты интерната в силу особенностей своей психики не способны к активному побуждению, самостоятельной деятельности.

Изменение интерпретации окружающего, связанное с изменением восприятия — характерная особенность проживающих с данным диагнозом «шизофрения». Эти изменения могут выражаться как в усилении восприятия (что встречается чаще), так и в его ослаблении. Чаще встречаются изменения, связанные со зрительным восприятием. Цвета кажутся более яркими, цветовые оттенки — более насыщенными. Отмечается также трансформация привычных предметов в нечто иное. Изменения восприятия искажают очертания предметов, делают их угрожающими. Цветовые оттенки и структура материала могут как бы переходить друг в друга. Обострение восприятия тесно связано с переизбытком поступающих сигналов.

Существенная группа симптомов — это нарушения, связанные с затрудненностью или неспособностью интерпретации поступающих сигналов из внешнего мира. Аудиальные, визуальные и кинестетические контакты со средой перестают быть понятными для больного, вынуждая его по-новому приспосабливаться к окружающей действительности. Это может отражаться как на его речи, так и на его поступках.

С бредом и галлюцинациями тесно связана другая группа симптомов, характерных для многих больных шизофренией. Если здоровый человек отчетливо воспринимает свое тело, точно знает, где оно начинается и где кончается, и хорошо осознает свое «Я», то типичная симптоматика шизофрении — искаженность и иррациональность представлений. Нарушенность восприятия себя и своего «Я» может привести к тому, что больной перестанет отличать себя от другого человека. Он может начать считать, что, на самом деле, он противоположного пола. А происходящее во внешнем мире может рифмоваться у больного с его телесными функциями (дождь — это его моча, и т. п.).

Изменения в эмоциях — это одно из наиболее типичных и характерных для шизофрении изменений. На ранних стадиях этого заболевания могут проявляться такие эмоциональные изменения, как депрессия, чувство вины, страх, а также частая смена настроений. На более поздних стадиях характерно снижение эмоционального фона, при которых кажется, что больной вообще не в состоянии испытывать какие-либо эмоции. На ранних стадиях шизофрении широко распространен симптом депрессии. Картина депрессии может быть очень отчетливой, длительной и наблюдаемой, а может быть и замаскированной, неявной, признаки которой заметны лишь взгляду специалиста. По некоторым данным, до 80 % больных шизофренией проявляют те или иные эпизоды депрессии, причем у половины пациентов депрессия предшествует наступлению бреда и галлюцинаций. В таких случаях очень важна ранняя диагностика шизофрении, так как после кристаллизации бредовых состояний и суждений болезнь переходит в иную форму, которая труднее поддается лечению. У больного появляется множество немотивированных эмоциональных переживаний: чувство вины, беспричинный страх, беспокойство.

Изменение общей психической картины мира у больного неизбежно ведет к изменению его двигательной активности. Даже если больной тщательно скрывает патологическую симптоматику (наличие галлюцинаций, видений, бредовые переживания и пр.), — можно, тем не менее, обнаружить появление заболевания по его изменениям в движениях, при ходьбе, при манипуляции с предметами и во многих других случаях.

Эпилепсия — хроническое, полиэтиологическое заболевание головного мозга, характеризующиеся в зависимости от локализации патологического очага повторными судорогами, несудорожными и (или) психопатологическими пароксизмальными проявлениями в результате чрезмерных нейронных разрядов и развитием эмоциональных и психических расстройств.

Для клиентов больных эпилепсией характерно:

  1. Механическое запоминание и объем долговременной памяти снижены.
  2. Мышление замедлено, инертно, склонно к конкретизации, застреваемо.
  3. Умеренное снижение концентрации и устойчивости внимания.
  4. Использование в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  5. Психологические процессы замедлены, инертны, порой до вязкости.
  6. Снижение волевых усилий, эмоциональных процессов.
  7. Саморегуляция нарушена: при планировании деятельности наблюдается ослабление мотивационной сферы, волевой сферы, за счет нейродинамики (больные плохо переключаются от одного к другому аспекту деятельности, вязнут в деталях), контроль так же снижен за счет памяти, забывания инструкций [5].

Своё внимания мы хотели остановить на вопросе саморегуляции. То есть если одна из главных проблем у клиентов с эпилепсией это вязкость, они очень часто застревают на каком-либо элементе. Следовательно, возникают и сложности составить план своей деятельности, в частности умственной, т. е. они не могут простроить его полноценно, зациклиться на одном элементе. Для них характерно, не достигать часто цели, потому что фиксируются на препятствии.

Таким образом, саморегуляция нарушается как в плане мыслительной деятельности и в его осуществлении из-за вязкости, зацикленности, трудности переключения.

Многолетнее воздействие данной средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов психоневрологического интерната. У них возникают черты, стирающие личностные особенности, характеризующиеся ограничением интересов и желаний, в результате чего клиенты становятся похожими друг на друга по поведению и самовыражению, а также вследствие эффекта госпитализма усиливаются черты, характерные для болезни.

Согласно рекомендациям ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения России по реабилитации инвалидов с расстройствами психики, необходимым условием является максимальная социально-психологическая адаптация инвалидов с расстройствами психики и возвращение их в общество [4].

Одним из аспектов социально-психологической адаптации инвалидов с расстройствами психики является подготовка их к созданию семьи. В таких условиях необходимым является изучение психологических особенностей формирования представления о партнере у клиентов с расстройствами психики и ведение сопровождения процесса формирования адекватного представления.

Создание семьи — это ответственный шаг в жизни человека. Чтобы семья была способна удовлетворить потребности важнейшие потребности человека (репродуктивную, рекреационную, потребность в защите, причастности, потребность в самореализации и восстановлении истраченных сил), мужчина и женщина должны серьезно подойти к выбору супруга, что возможно только при условии сформированных адекватных представлений о партнере противоположного пола.

Как было отмечено ранее, инвалидность неизбежно приводит к нарушению взаимоотношений поврежденного организма со средой, в недостаточности или неадекватности приспособительных возможностей, а психонервные заболевания — это расстройства в областях тех отправлений, благодаря которым устанавливается отношение личности к окружающему меру, соответственно, лица с расстройствами психики имеют искаженное и неполноценное представление как о социальных отношениях, так и о семье, и о партнере. В таких условиях необходимой становится проведение работы по формированию адекватных представлений о брачном партнере для подготовки инвалидов с расстройствами психики к созданию собственной семьи.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: Учебник для вузов / Г. М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 1998. — 374 с.
  2. Ахьямова И. А. Барьеры невербального общения в подготовке будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе [Текст] / И. А. Ахьямова // Педагогическое образование и наука. — 2010 — № 6. — С. 43–48.
  3. Бережная А. М., Представления как основа формирования будущего поведения, [Текст] / А. М. Бережная // Профессиональные представления: Южный федеральный университет. — 2015. — № 1 (7). — С. 31–38.
  4. Он-лайн конференция «Организация и правовые аспекты судебно-психиатрической экспертизы // «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России URL: http://serbsky.ru/2019/03/01/vks-nauchno-prakticheskoj-konferencii-po-teme-organizacija-i-pravovye-aspekty-sudebno-psihiatricheskoj-jekspertizy/ (дата обращения: 01.12.2019).
  5. Электронный учебник «Психиатрия и наркология» // URL: http://www.s-psy.ru/ (дата обращения: 29.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): расстройство психики, внешний мир, партнер, умственная отсталость, больной, брачный партнер, представление, головной мозг, психологическая особенность представлений, психоневрологический интернат.


Похожие статьи

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре

В статье автор пытается обобщить информацию о психологических особенностях подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре.

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации. Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации явля...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната. Представлен теоретический анализ проблемы изучения представлений...

Похожие статьи

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре

В статье автор пытается обобщить информацию о психологических особенностях подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре.

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование проблемы становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации. Проблема становления молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации явля...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната. Представлен теоретический анализ проблемы изучения представлений...

Задать вопрос