В данной статье рассмотрено значение самообразования в современной системе дошкольного учреждения в целом, и для воспитателя отдельно. Также определили значение термина «самообразования», его цели в современном развитии педагогической науки. Кроме того, предложили направления самообразования для воспитателей с различным педагогическим стажем.
Ключевые слова: воспитатель, самообразование, дошкольное учреждение, инновации, развитие.
This article discusses the importance of self-education in the modern preschool system as a whole, and for the educator separately. They also defined the meaning of the term «self-education” and its goals in the modern development of pedagogical science. In addition, they offered directions for self-education for teachers with different pedagogical experience.
Keywords: educator, self-education, preschool, innovation, development.
Введение
Сегодня к уровню компетентностей педагогов предъявляются очень высокие требования, поэтому для его повышения особенно важным является умение современных воспитателей дошкольного образовательного учреждения постоянно обновлять и совершенствовать свои знания. Одним из способов реализовать данное умение является самообразование.
В связи с этим, можно оценить важность темы исследования.
Цель статьи — рассмотреть проблему профессионального самообразования как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Основная часть
Дошкольное воспитание — это развивающий центр индивидуальных особенностей ребенка. Так как организация дошкольного воспитания является первой ступенью системы образования, то на воспитателей возлагается задача воспитания культурной, образованной, активной личности. Требования времени требуют нового подхода к воспитанию современного поколения, в том числе к воспитанию детей дошкольного возраста.
Полноценная организация жизни детей является обязанностью всех дошкольных организаций [4]. В связи с этим сегодня на воспитателей возлагается задача выбора технологий воспитания и образования, способствующих разностороннему развитию ребенка на высоком уровне. Поэтому современный воспитатель должен быть учителем-инноватором, что требует постоянного инновационного развития.
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в дошкольных учреждениях. Поэтому основная задача педагогов дошкольных организаций:
– правильно подобрать методы и приемы воспитания;
– правильно применять новые педагогические технологии;
– создать условия для правильного развития личности.
В этой связи для эффективного использования новых программ воспитателям необходимо совершенствовать их профессиональное мастерство, ориентироваться на творческую работу, правильно организовывать инновационную направленность в соответствии с современными требованиями к образованию.
Поэтому, сегодня эффективность работы педагогов напрямую определяется его самостоятельной работой над собственным уровнем квалификации. Современному воспитателю невозможно обойтись без глубоких знаний во многих областях, таких как педагогика, психология, валеология и т. д. Достичь высокого уровня компетенций в этих областях возможно используя одно из важнейших средств — самообразования [2].
Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук [1].
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего [3].
Только используя самообразование и творческие поиски педагог может прийти к своему мастерству. Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Сегодня, согласно ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются:
– изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
– изучение достижений педагогической науки, передового опыта;
– повышение общекультурного уровня воспитателя.
Одним из основных направлений самообразования для воспитателя ДОУ является совершенствование методических знаний, а конкретно:
– изучение личностно-ориентированных педагогических технологий;
– изучение специальной методики развития детей в зависимости от современных требований, форм активных методов обучения, эффективных технологий обучения;
– изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;
– активное участие в методической работе ДОУ в целом;
– изучение педагогической и методической литературы.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития воспитателей ДОУ, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу [2].
Для молодых специалистов:
– осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
– формирование основ педагогического мастерства;
– развитие умений и конструктивных способностей.
Для опытных, творчески работающих воспитателей:
– развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
– проявление творческого потенциала педагога;
– пропаганда своих достижений;
– развитие исследовательской деятельности.
Заключение
Таким образом, на основании выше обозначенных реалий современных требований к воспитателю дошкольного учреждения, определено, что для воспитания нового активного, креативного поколения необходимо совершенствовать уровень знаний и культуры современным педагогам.
Также определено, что самообразование – это один из основных средств для повышения педагогического мастерства и культуры воспитателя. Направлениями самообразования сегодня является изучение личностно-ориентированных педагогических технологий, изучение специальной методики развития детей в зависимости от современных требований, форм активных методов обучения, эффективных технологий обучения, а также изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. Кроме того, рекомендовано определить направления самообразования в зависимости от педагогического стажа, так для молодых специалистов предпочтительнее направления обучающего характера, а для опытных специалистов — направления исследовательской работы и передачи опыта.
Литература:
- Гуляева М. А. Формирование педагогической культуры как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада // МГПИ, 2018. — № 5. — С.54–58
- Кронина Н. К. Самообразование как средство развития воспитателя дошкольного учреждения // Педагог, 2018. — № 6. — С.43–49
- Самородова А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура // Вестник ТГУ, 2016. — С.295–298
- Яковлева Г. С. Современный воспитатель-инноватор // Педагогический вестник, 2017. — № 7. — С.32–38