В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метода коммуникации.
Ключевые слова: медиалект, лингвокультурное пространство, общество, информация, коммуникация, массовая коммуникация.
Вполне очевидно, что развитые страны перешли в так называемую постиндустриальную эпоху, в которой, как известно, информация — главное. Об этом пишут зарубежные (Например, Э. Тоффлер) и отечественные исследователи: (Судашкин, Якунин, Кара-Мурза): «…наиболее концентрированным результатом труда является информация, представленная в форме накопленных знаний, поэтому научный потенциал страны, его правильное использование являются одним из основных факторов, определяющих развитие нашего общества» [1].
Ввиду информатизации мира мы можем говорить о понятии глобализации культурной и экономической, затронувшей все человечество. Так, в подобных условиях появилась и так называемая лингвокультурная глобализация. Она, по словам Добросклонской, предполагает «Стремительный рост массовой коммуникации и новых информационных технологий во второй половине 20 века привели к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью множества медиапотоков, формируемых национальными и мировыми масс медиа» [3].
Дополняя исследователя, мы заметим, что немалую роль в этом играют социальные сети: ВК, youtube, facebook, Instagram, а также месседжеры, а также технологический прогресс: смартфоны и приложения для них.
Так, ввиду развития информационных технологий: появления интернета в домах, смартфонов и большой площади покрытия мобильного интернета, коммуникация между людьми кардинальным образом поменялась. Мы можем предположить, что теперь она переросла из личной или телефонной в месседжевую. Заметим, что сначала подобные тенденции зародили СМС, а когда появились социальные сети, многие молодые люди начали считать телефонную связь архаизмом и пользуются ей лишь для деловых звонков или общения с теми, кто не имеет соцсетей. Как следствие, внутри данной коммуникативной ситуации произошла своего рода эволюция диалога, а также полилога.
Концепция единого информационного пространства имеет ключевое значение для понимания динамики языковых изменений, так как позволяет представить многогранную деятельность мировых и национальных масс медиа в виде единой, целостной системы, функционирование которой оказывает существенное влияние на протекание лингвокультурных процессов.
Здесь важно понимать следующее: новый вариант общения требует нового языка, который впоследствии появился, в качестве элемента языка национального и называется медиалект.
Язык — это «не абстрактная система, а всегда размещенная в особом контексте. Он может быть рассмотрен как ряд практик, которые вырастают из коммуникативных потребностей в специфических контекстах и ситуациях. <…> Язык стремительно меняется, меняются социальные, культурные и коммуникативные контексты его бытования» [2]
Как мы уже сказали, коммуникативная практика современного человека изменилась, обратимся к примерам, чтобы это проиллюстрировать:
Особенностью функционирования медиалекта является его интегрированность в семиотическую систему букв. Так, их разбавляют, смайлы, стикеры, разного рода изображения, которые служат для передачи чувств и душевных состояний человека. Также заметим, что графические элементы: скобки, символы и т. п. занимаются тем же самым: «Привет)» — означает дружелюбие, «Привет». будет означать серьезность и т. д.
Мы также можем сказать, что подобный вариант общения активно влияет на сознание человека, упрощая его язык: вместо метафор и эпитетов для передачи эмоционального состояния используется графика.
Изменениям подверглись также стилистические ресурсы: медиалект предполагает новые возможности орфоэпии, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса. Например, в условиях медиалекта существует огромное количество аналогов слова «привет»: «приветики, ку, хай, даже и другие.
Медиалект вовлекает в себя самые разные пласты национального языка, средства всех его функциональных стилей и нелитературных форм (территориальных диалектов, социолектов, просторечия, разговорной речи, сленга, жаргона, арго) и по сути является новой структурой составляющей национального языка.
Таким образом, мы можем уверенно сказать, что медиалект — речевой феномен современной информационной эпохи, однако исследовать его в настоящем времени очень сложно, поскольку объект, то есть язык, сегодня стремительно меняется и ученые так или иначе всегда находятся позади него.
Литература:
- Багдасарян Вардан Эрнестович, Якунин Владимир Иванович, Сафонова Ю. А., Сулакшин Степан Степанович, Кара-Мурза Сергей Георгиевич, Деева М. В. Постиндустриализм. Опыт критического анализа. — М.: Центр И. К. О., 2012. — 422 с.Полонский А. В. Медиалект: язык в формате медиа // научные ведомости Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, No 2
- Медиалект: язык в формате медиа // cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medialekt-yazyk-v-formate-media (дата обращения: 23.01.2020).
- Роль СМИ в динамике языковых процессов // cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-dinamike-yazykovyh-protsessov (дата обращения: 29.03.2019).