Рабочая программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 914 раз

Библиографическое описание:

Корчагина, Т. В. Рабочая программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство» / Т. В. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66794/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлена программа по направлению «Декоративное цветоводство» «Мир растений». Данная программа предназначена для детей 10–18 лет, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Использование данной программы дает возможность включения детей с ТМНР в общественно-полезный труд.

Ключевые слова: декоративное цветоводство, рабочая программа, дети с ТМНР, дети 10–18 лет.

Работая в учреждениях Департамента труда и социальной защиты с детьми с ТМНР, педагоги часто сталкиваются с особенностями их развития. Это дети, которые имеют умственную отсталость в умеренной или тяжелой степени, сочетанную с нарушениями зрения, слуха, ОДА, а также расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в различных вариантах.

У данной категории детей отмечаются грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. Вследствие чего ребенок испытывает значительные трудности в быту, общении и социализации. Поэтому основной целью педагога работающего в Департаменте труда и социальной защиты является развитие у детей необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, которые позволят достичь максимальной самостоятельности и не зависимости в повседневной жизни.

Исходя из целей педагогического воздействия, была разработана программа «Мир растений» по направлению «Декоративное цветоводство».

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Статус программы: рабочая программа в работе с детьми во внеурочное время.

Назначение программы: для воспитанников ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: воспитанники 10–18лет

Сроки освоения программы:3 года.

Объем учебного времени:1 уровень — 34 часа; 2 уровень — 68 часов; 3 уровень — 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 уровень — 1 час в неделю; 2 уровень — 2 часа в неделю; 3 уровень — 2 часа в неделю.

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон № 173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Приказ Минобнауки России № 1599 от 19.12.2014 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
  4. Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 04.05.2012 г.
  5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2000 № 06–1844.
  6. СанПин 2.4.3259–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8)

Целью занятий является освоение доступных для воспитанников с ТМНР действиями, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе посещения занятий у воспитанников с ТМНР осуществляется формирование любви как к труду вообще, так и к физическому труду, что явится залогом успешного включения их в общественно — полезный труд после перехода в ПНИ, а для определённой категории детей и успешный выбор профессии.

Программа представляет собой целостный подход к детям с ТМНР и рассматривает как субъект развития. Обучение направлено на поддержку его самостоятельной активности.

Новизна данной программы основана на принятие ребёнка с ТМНР и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии он не находился. Правильная организация обучения, удовлетворяющая познавательные потребности ребёнка, и создает у него ощущение успешности и приводит к улучшению как психического, так и соматического состояния. Обучение рассматривается как максимальное использование возможностей ребенка с ТМНР для его адаптации к жизни в социуме.

Если познавательные занятия необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые — для решения поведенческих и эмоциональных проблем, то практические занятия часто являются для ребенка с ТМНР единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

– расширить знания воспитанников с ТМНР о травянистых и древесно-кустарниковых растений открытого и закрытого грунта;

– познакомить с особенностями биологии растений, декоративных качеств и технологии возделывания;

– учить применять полученные знания в оформлении территории ЦССВ и интерьеров помещений.

Коррекционно-развивающие:

– корригировать внимание (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключения внимания, увеличение объема внимания):

– коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

– развивать память (кратковременную, долговременную);

– коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятий;

– развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

– коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, планирования, установление причинно-следственных связей);

– корригировать и развивать личностные качества воспитанников, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства);

– развить социально — трудовые умения, то есть умений;

– развитие эмоционального отношения к общественному окружению, с помощью развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений между людьми.

Воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес;

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;

– формировать необходимые, в повседневной деятельности, качества личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, умение сопереживать.

Основной формой организации занятий по декоративному цветоводству «Мир растений» является — практическое занятие, которое проводится в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность занятия — 40 минут.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, на втором и третьем — 2 раза в неделю.

Типы занятий:

Теоретические занятия целью, которых является формирование у обучающихся доступных трудовых знаний, умений и навыков.

Практические работы целью которых является усвоение обучающимися новых трудовых приемов и приобретение навыков выполнения трудовых операций.

Самостоятельные работы, которые подразумевают самостоятельное выполнение трудовых заданий обучающимися, а также применением полученных ими знаний, умений и навыков.

Программа «Мир растений» состоит из 4 разделов:

  1. Сезонные работы в саду

– Садово-огороднический инвентарь. Способы работы с ним.

  1. Цветочно-декоративные растения

– Строение цветочно — декоративных растений;

Садовые растения;

– Требования декоративных растений к комплексу внешних условий;

– Основные способы размножения растений.

  1. Декоративные растения открытого и закрытого грунта.

– Растения открытого грунта;

– Растения закрытого грунта;

– Использование цветочных растений для оформления улицы и помещений.

  1. Применение природного материала в жизни.

Литература:

  1. Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М.: Просвещение,2008. — 290с.
  2. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа в коррекционной школе-интернате. Под ред. В. П. Провоторова. — М.: «Просвещение», 2009. — 125 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, растение, умственная отсталость, закрытый грунт, программа, рабочая программа, умение, учреждение Департамента труда, Российская Федерация, социальная защита.


Ключевые слова

рабочая программа, декоративное цветоводство, дети с ТМНР, дети 10–18 лет

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Опыт внедрения вариативной формы работы «Игровой вечер вместе с мамой» для успешной социализации детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение

В статье рассматривается опыт разработки и внедрения вариативной формы работы с семьями, воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Данная форма работы помогает успешной социализации детей дошкольн...

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии

Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведен...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра

В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Уровень физических качеств спортсменов дополнительного дошкольного образования 3-6 лет по спортивной аэробике

В статье представлены проблемы оценки физических качеств спортсменов дополнительного дошкольного образования в связи с отсутствием разработанной программы подготовки, проведен сравнительный анализ результатов с нормативами «ВФСК ГТО» и программой спо...

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Опыт внедрения вариативной формы работы «Игровой вечер вместе с мамой» для успешной социализации детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение

В статье рассматривается опыт разработки и внедрения вариативной формы работы с семьями, воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Данная форма работы помогает успешной социализации детей дошкольн...

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии

Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведен...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра

В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Уровень физических качеств спортсменов дополнительного дошкольного образования 3-6 лет по спортивной аэробике

В статье представлены проблемы оценки физических качеств спортсменов дополнительного дошкольного образования в связи с отсутствием разработанной программы подготовки, проведен сравнительный анализ результатов с нормативами «ВФСК ГТО» и программой спо...

Задать вопрос