В статье авторы стараются подчеркнуть преимущества технологии «перевернутого» класса.
Ключевые слова: перевернутый класс, формы и модели преподавания.
На наш взгляд, одной из самых важных черт ФГОС является то, что в основе образования личности лежит не педагогический, а образовательный процесс. Это обозначает, что приобретать и осмыслять необходимую информацию учащийся может и должен сам, всеми средствами, из любого источника. Таким образом, роль учителя в корне меняется: он должен направлять процесс познания в правильное русло, руководить, а не просто выдавать положенный объем информации.
Такое понимание образования ведет к трансформации традиционных форм и моделей преподавания, что все более отчетливо прослеживается в направлениях его развития в последнее время. Главную роль в этих изменениях сегодня играет система электронного обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
С середины 2000-х годов началось активное внедрение различных моделей «смешанного обучения», которые предполагают сочетание традиционной классно-урочной системы с использованием интернет-сервисов. Мы остановимся на рассмотрении модели «перевернутого класса».
«Перевернутый класс» это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционных методов, заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекций, аудио-лекций, интерактивных материалов), а все время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
Авторами школьной методики «перевернутого класса» считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. В 2008 году они стали записывать видеоролики из своих лекций, и превращать их в домашние задания для своих учеников.
Перед уроком учащиеся смотрят дома видео-лекции (как правило, длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к материалу, заполнить таблицу, решить пример). Такие задания служат для того, чтобы ученик понял, насколько он усвоил основные положения темы и сможет ли он применять полученные знания на практике для решения заданий в классе. Таким образом, ученик имеет возможность изучить и осмыслить материал в удобном для него темпе, пересмотреть и внимательно разобрать ту часть материала, которая ему непонятна. Ведь зачастую в ритме современного урока не хватает времени для детального объяснения материала слабым ученикам.
Так же, во время «перевернутого» урока учитель и ученики могут совместно закрепить изученный материал путем выполнения практических заданий. Учитель может разделить класс на группы, по уровню способностей. Группы работают в индивидуальном, подходящем им темпе. Благодаря тому, что дети работают по большей части самостоятельно, учитель может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с каждым учащимся, которому требуется дополнительная помощь в освоении материала.
После того как урок закончен ученики идут домой и доделывают здания, начатые в классе, пересматривают старые и изучают новые видео уроки. После того как тема изучена проводится контрольная работа в которой ученики демонстрируют приобретенные знания и умения применять их на практике.
Таким образом, мы можем выделить несколько главных компонентов, которые нужно учесть при подготовке учителем урока по модели «перевернутого обучения»:
- Объем необходимых знаний, который должны получить учащиеся. Лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видео-лекций учителя, а во вторую группу, те которые ученики получат в ходе самостоятельной практической деятельности.
- Определить виды практических работ, которые будут выполняться на уроках совместно учителем и учениками, индивидуальные и групповые работы, домашние задания.
- Определить какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ, монологических и диалогических высказываний, должны разработать ученики во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены учителю.
- Приготовить (создать или найти) видео-лекции и задания к ним, вспомогательные материалы (содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны) на которые будут ориентироваться обучающиеся, выполняя свои работы.
- Придумать гибкую систему оценивания работ учеников.
Как видим, методика «перевернутого класса» предполагает перенос части занятий в электронную среду (интернет) для того чтобы высвободить учебные часы на совместную практическую работу учителя и учащихся в классе.
При всех своих плюсах, метод «перевернутого» класса имеет один большой минус-трудоемкость процесса. Основных возможностей преодоления этой проблемы две. Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными уроками. Из своей практики мы можем посоветовать бесплатные видеоуроки от всемирно известной Академии Хана, а также один из самых успешных русскоязычных проектов для школьников «Интернет-урок». Это пополняемая и обновляемая коллекция видеоуроков (сейчас их более 4000) по основным предметам школьной программы. Очень качественные уроки можно найти на ресурсе https://www.virtualacademy.ru. Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно “перевернуть” свой класс. Один из наименее трудозатратных способов — создать презентацию в PowerPoint. Вместе с презентацией (или даже вместо нее) можно загрузить видео, записи ваших лекций или уроков, аудио и изображения.
Необходимо заметить, что центральным элементом методики «перевёрнутого класса» являются вовсе не сами видео-лекции, которые ярко отличают ее от остальных, но активное социальное взаимодействие учителя и учеников которое складывается вокруг видео-лекций в классе, виртуальной среде и социальных сетях. Суть методики не просто в том, чтобы перераспределить учебные часы и нагрузку учеников, а в том, чтобы в большей степени мотивировать учащихся к самостоятельной деятельности, дать им инструменты и знания для дальнейшего саморазвития, иными словами, обратиться к их собственному опыту.
Основное преимущество «перевернутого» класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века. Таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ. Новый метод обеспечивает возможность для поддержки развития каждого учащегося.
В практике нашей работы по технологии «перевернутый» класс самым успешным стало изучение темы «Праздники в Великобритании» (6 класс). Учащимся было предложено задание с обучающим фильмом, размещенное на платформе образовательного сайта учителя. Оно содержало следующие пункты:
- Формулировка задания и сроки его выполнения.
- Список лексики по теме, для снятия трудностей понимания.
- Список вопросов для контроля понимания.
- Памятки с грамматическим материалом.
- Упражнения для отработки лексики.
- Творческое задание-проект о праздниках Великобритании, разработанное совместно учителями английского языка и ИЗО.
- Варианты связи с учителями.
Рассматривая результаты проведенной работы, нами был сделан вывод, что на уроке у учителя высвободилось время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Этот результат был достигнут за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно. Работая совместно, учащиеся помогали друг другу, не завися от темпа работы других или инструкций учителя. А у педагога появилась возможность работать с учеником один на один.
На наш взгляд, главными преимуществами работы в «перевернутом» классе является вовлеченность учащихся в учебный процесс. Они полностью ответственны за свое обучение.
Так же очень важно то, что вместо того, чтобы передавать знания, удерживать дисциплину и порядок в классе, учитель начинает конструировать учебные ситуации, формировать у учеников ответственность за обучение, доверительные отношения с классом.
Из практики стало понятно, что для того, чтобы избежать ряда проблем, связанных с «переворотом», переход от традиционного класса к перевернутому осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы «дать урок», передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение. Вот тогда и можно считать, что класс перевернут.
Таким образом, технология перевернутый класс позволяет высвободить все время урока на практическую часть, отработку полученной дома информации, а также позволяет использовать наиболее эффективный метод взаимодействия учителя и учеников в классе — интерактивный.
Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Оно пробуждает у обучающихся интерес; обучает работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. При данном виде обучения учебный материал усваивается эффективнее, благодаря самостоятельному поиску учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения). Таким образом, мы можем говорить о выходе на уровень осознанной компетентности ученика.
Литература:
- Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: reach every student in every class every day // Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2012.
- Мандель Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / М. — Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 260 с.
- Соловьев В. П., Перескокова Т. А. Организация учебного процесса для повышения качества образования // Высшее образование сегодня. — 2014, № 10. — С. 2–6.
- Bishop J. L., Verleger M. A. The flipped classroom: a survey of the research // Atlanta: ASEE National Conference Proceedings, 2013
- Захарова А. В. Опыт организации образовательной деятельности в условиях перехода вуза к оригинальным образовательным стандартам / М: Высшее образование сегодня. Издательство: ООО «Издательская группа «Логос» № 9, 2012. — С. 14–20.