В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического состояния спортсменов. Исследования проводились у сноубордистов в возрасте от 9 до 15 лет в количестве 34 человек.
Ключевые слова: сноуборд, физические качества, психологические качества, частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, тревожность, стрессоустойчивость.
Анализ выступлений российских сноубордистов на мировых и европейских соревнованиях показал, что уровень мастерства, качество и результативность выступления очень разного уровня. Можно наблюдать как блестящие выступления, так и крайне неудачные. В подготовке сноубордистов существует проблема опыта совершенствования физической и психологической формы спортсменов. Существует потребность в разработке научно-обоснованной подготовки спортсменов, проведения исследований, направленных на физическое и психологическое состояние и их грамотное совершенствование.
Целью нашего исследования было проанализировать особенности физического и психического состояния сноубордистов в тренировочном процессе.
Для измерения физических параметров были использованы такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, частота дыхания. Для измерения психологического состояния спортсменов использовались исследования тревожности: тест Ханина-Спилбергена, тест самооценки тревожности Цунга, перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин, Козлов, Мануйлов).
В исследовании участвовало 34 человека в возрасте от 9 до 15 лет. В ходе проведения эксперимента спортсмены были условно разделены на группы — по половому признаку, по возрасту, по тренировочному стажу.
Таким образом, тестировалось 20 мальчиков (5 в возрасте до 11 лет и 15 старше 11 лет) и 14 девочек (6 в возрасте до 11 лет и 8 старше 11 лет). В поле тестирования оказалось 5 сноубордистов на первом году обучения (3 мальчика и 2 девочки), 7 человек на втором году обучения (3 мальчика и 4 девочки), 22 человека на третьем году обучения (14 мальчиков и 8 девочек).
Отклонения от нормы [2] по показателю ЧСС были выявлены у 67,65 % спортсменов, из них 4 спортсмена первого года обучения, 5 спортсменов второго года обучения и 14 сноубордистов третьего года обучения. Повышенная частота сердцебиения наблюдалась у 41,18 % спортсменов, пониженная — у 26,47 %. Однако только у двух спортсменов были выявлены показатели, превышающие критические нормы — оба мальчика третьего года обучения, у спортсмена из группы до 11 лет значение ЧСС было ниже критической отметки, у спортсмена из группы старше 11 лет значение было выше максимального значения.
По показателю артериального давления были так же выявлены отклонения от нормы [2].
У мальчиков в возрастной группе старше 11 лет было зафиксировано повышенное диастолическое давление (1 человек со стажем тренировок 1 год, 7 человек со стажем тренировок 3 года), в то время как систолическое давление повышено только у одного спортсмена третьего года обучения. Однако так же были выявлены два спортсмена этой же возрастной группы с пониженным систолическим давлением (тренировочный стаж 1 и 2 года). В возрастной группе спортсменов до 11 лет было зафиксировано пониженное систолическое давление у одного спортсмена третьего года обучения, а так же повышенное диастолическое давление у одного спортсмена второго года обучения.
У сноубордисток младшей возрастной группы (до 11 лет) был выявлен случай повышенного систолического давления (первый год обучения), повышенного диастолического давления (второй год обучения) и пониженного систолического давления (второй год обучения) по одной спортсменке, соответственно. В старшей возрастной группе (старше 11 лет) были зафиксированы случаи повышенного диастолического давления (третий год обучения), пониженного систолического давления (третий год обучения и второй год обучения) по одной спортсменке соответственно.
За норму количества дыхательных движений приняты данные, представленные в работе Айзмана [1]. По данному показателю было выявлено отклонение от нормы у 79,4 % испытуемых. Значение показателя частоты дыхания было ниже нормы только у одной спортсменки из группы детей до 11 лет (2 год обучения). У остальных спортсменов с отклонениями от номы показатель оказался выше — в группе до 11 лет у 3 спортсменок (в каждом году обучения по одной) и 5 спортсменов (2 второго года обучения и 3 третьего года обучения); в группе старше 11 лет у 6 спортсменок (1 второго года обучения и 5 третьего года обучения) и 12 спортсменов (3 первого года обучения, 1 второго года обучения и 7 третьего года обучения).
Исследование спортсменов по показателю тревожности с помощью теста Ханина-Спилбергена показало, что ситуативная тревожность у мальчиков 9–11 лет и девочек 12–15 лет не достигает высокого уровня. Высокой ситуативной тревожностью из всех групп испытуемых обладают лишь 1 девочка в возрасте 9–11 лет и 1 мальчик в возрасте 12–15 лет. Умеренная тревожность выявлена у 23,52 % спортсменов (в группе 9–11 лет) и 29,41 % спортсменов (в группе старше 11 лет) — поровну у мальчиков и девочек. Низкий уровень ситаутивной тревожности был отмечен у 5,88 % спортсменов из младшей возрастной группы (1 девочка и 1 мальчик) и 35,29 % спортсменов из старшей возрастной группы (3 девочки и 9 мальчиков). Таким образом, можно сделать вывод, что ситуативная тревожность в младшей группе преобладает на умеренном уровне, в то время как в старшей группе этот показатель на низком уровне. У спортсменов первого года обучения преобладает умеренный уровень ситуативной тревожности, так же, как и у спортсменов второго года обучения. 50 % исследуемых на третьем году обучения показали низкий уровень ситуативной тревожности, а 45,45 % показали умеренный уровень.
Однако показатель личностной тревожности распределился иначе. В группе 9–11 лет не оказалось спортсменов с низким уровнем данного показателя, так же, как и девочек в группе старше 11 лет (в данной группе с низким показателем выявлен всего 1 юноша). На умеренном уровне личностная тревожность выявлена у 72,73 % детей младшей группы (поровну у мальчиков и девочек) а также у 73,91 % детей старшей группы. Высокий уровень тревожности был выявлен у 10 % мальчиков и 43,86 % девочек. Данный показатель распределился у спортсменов по сроку обучения таким образом: низкий уровень личностной тревожности выявлен у 20 % спортсменов на первом году обучения и ни одного на остальных, умеренный уровень выявлен у 80 % спортсменов первого года обучения, 57,14 % спортсменов второго года обучения и у 77,27 % спортсменов третьего года обучения. Высокий уровень личностной тревожности у спортсменов на первом году обучения выявлен не был, на втором и третьем годах обучения выявлено 42,86 % и 22,73 % спортсменов соответственно.
Согласно перцептивной оценке типов стрессоустойчивости, полностью стрессоустойчивых спортсменов, относящихся к типу Б, среди испытуемых спортсменов не оказалось. Спортсменов, склонных к типу Б (склонных к стрессоустойчивости) было выявлено 47,06 %, из них 11,76 % спортсменов в группе 9–11 лет и 35,29 % человек в группе старше 11 лет. Не склонных к стрессоустойчивости спортсменов (склонность к типу А) было выявлено 50 % испытуемых — 20,59 % человек в младшей возрастной группе и 29,41 % человек в старшей возрастной группе. Лишь одна спортсменка (старшая возрастная группа) — 2,94 % от общего пула исследования — оказалась относящейся к типу А — не стрессоустойчивой.
По шкале самооценки тревожности Цунга результаты исследования распределились следующим образом: высокий уровень тревожности не был выявлен ни у одного спортсмена; средний уровень тревожности показали 9,09 % и 8,70 % спортсменов из младшей и старшей группы соответственно; низкий уровень тревожности показали 85,71 % девочек и 95 % мальчиков.
Таким образом, для улучшения физических и психологических показателей сноубордистов необходимо внедрять в тренировочный процесс методики преодоления страха спортсменов перед стартом, что в свою очередь положительно повлияет на качество и результативность выступлений сноубордистов.
Литература:
- Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология [Текст]: Учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.: 60x90 1/16. — (Высшее образование). (п) ISBN 978–5–16–006423–9 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/376897
- Большев А. С. Частота сердечных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты [Текст]: учеб. пособие / А. С. Большев, Д. Г. Сидоров, С. А. Овчинников. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т: — Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. — 76 с. ISBN 978–5–528–00188–3
- Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой [Текст]: Учебное пособие / В. Б. Рубанович; — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — Новосибирск.: Соцтехсервис, 2003. — 283 с. ISBN 5–87847–116–7