К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 25.01.2020

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Храмова, А. В. К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов / А. В. Храмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66800/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического состояния спортсменов. Исследования проводились у сноубордистов в возрасте от 9 до 15 лет в количестве 34 человек.

Ключевые слова: сноуборд, физические качества, психологические качества, частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, тревожность, стрессоустойчивость.

Анализ выступлений российских сноубордистов на мировых и европейских соревнованиях показал, что уровень мастерства, качество и результативность выступления очень разного уровня. Можно наблюдать как блестящие выступления, так и крайне неудачные. В подготовке сноубордистов существует проблема опыта совершенствования физической и психологической формы спортсменов. Существует потребность в разработке научно-обоснованной подготовки спортсменов, проведения исследований, направленных на физическое и психологическое состояние и их грамотное совершенствование.

Целью нашего исследования было проанализировать особенности физического и психического состояния сноубордистов в тренировочном процессе.

Для измерения физических параметров были использованы такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, частота дыхания. Для измерения психологического состояния спортсменов использовались исследования тревожности: тест Ханина-Спилбергена, тест самооценки тревожности Цунга, перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин, Козлов, Мануйлов).

В исследовании участвовало 34 человека в возрасте от 9 до 15 лет. В ходе проведения эксперимента спортсмены были условно разделены на группы — по половому признаку, по возрасту, по тренировочному стажу.

Таким образом, тестировалось 20 мальчиков (5 в возрасте до 11 лет и 15 старше 11 лет) и 14 девочек (6 в возрасте до 11 лет и 8 старше 11 лет). В поле тестирования оказалось 5 сноубордистов на первом году обучения (3 мальчика и 2 девочки), 7 человек на втором году обучения (3 мальчика и 4 девочки), 22 человека на третьем году обучения (14 мальчиков и 8 девочек).

Отклонения от нормы [2] по показателю ЧСС были выявлены у 67,65 % спортсменов, из них 4 спортсмена первого года обучения, 5 спортсменов второго года обучения и 14 сноубордистов третьего года обучения. Повышенная частота сердцебиения наблюдалась у 41,18 % спортсменов, пониженная — у 26,47 %. Однако только у двух спортсменов были выявлены показатели, превышающие критические нормы — оба мальчика третьего года обучения, у спортсмена из группы до 11 лет значение ЧСС было ниже критической отметки, у спортсмена из группы старше 11 лет значение было выше максимального значения.

По показателю артериального давления были так же выявлены отклонения от нормы [2].

У мальчиков в возрастной группе старше 11 лет было зафиксировано повышенное диастолическое давление (1 человек со стажем тренировок 1 год, 7 человек со стажем тренировок 3 года), в то время как систолическое давление повышено только у одного спортсмена третьего года обучения. Однако так же были выявлены два спортсмена этой же возрастной группы с пониженным систолическим давлением (тренировочный стаж 1 и 2 года). В возрастной группе спортсменов до 11 лет было зафиксировано пониженное систолическое давление у одного спортсмена третьего года обучения, а так же повышенное диастолическое давление у одного спортсмена второго года обучения.

У сноубордисток младшей возрастной группы (до 11 лет) был выявлен случай повышенного систолического давления (первый год обучения), повышенного диастолического давления (второй год обучения) и пониженного систолического давления (второй год обучения) по одной спортсменке, соответственно. В старшей возрастной группе (старше 11 лет) были зафиксированы случаи повышенного диастолического давления (третий год обучения), пониженного систолического давления (третий год обучения и второй год обучения) по одной спортсменке соответственно.

За норму количества дыхательных движений приняты данные, представленные в работе Айзмана [1]. По данному показателю было выявлено отклонение от нормы у 79,4 % испытуемых. Значение показателя частоты дыхания было ниже нормы только у одной спортсменки из группы детей до 11 лет (2 год обучения). У остальных спортсменов с отклонениями от номы показатель оказался выше — в группе до 11 лет у 3 спортсменок (в каждом году обучения по одной) и 5 спортсменов (2 второго года обучения и 3 третьего года обучения); в группе старше 11 лет у 6 спортсменок (1 второго года обучения и 5 третьего года обучения) и 12 спортсменов (3 первого года обучения, 1 второго года обучения и 7 третьего года обучения).

Исследование спортсменов по показателю тревожности с помощью теста Ханина-Спилбергена показало, что ситуативная тревожность у мальчиков 9–11 лет и девочек 12–15 лет не достигает высокого уровня. Высокой ситуативной тревожностью из всех групп испытуемых обладают лишь 1 девочка в возрасте 9–11 лет и 1 мальчик в возрасте 12–15 лет. Умеренная тревожность выявлена у 23,52 % спортсменов (в группе 9–11 лет) и 29,41 % спортсменов (в группе старше 11 лет) — поровну у мальчиков и девочек. Низкий уровень ситаутивной тревожности был отмечен у 5,88 % спортсменов из младшей возрастной группы (1 девочка и 1 мальчик) и 35,29 % спортсменов из старшей возрастной группы (3 девочки и 9 мальчиков). Таким образом, можно сделать вывод, что ситуативная тревожность в младшей группе преобладает на умеренном уровне, в то время как в старшей группе этот показатель на низком уровне. У спортсменов первого года обучения преобладает умеренный уровень ситуативной тревожности, так же, как и у спортсменов второго года обучения. 50 % исследуемых на третьем году обучения показали низкий уровень ситуативной тревожности, а 45,45 % показали умеренный уровень.

Однако показатель личностной тревожности распределился иначе. В группе 9–11 лет не оказалось спортсменов с низким уровнем данного показателя, так же, как и девочек в группе старше 11 лет (в данной группе с низким показателем выявлен всего 1 юноша). На умеренном уровне личностная тревожность выявлена у 72,73 % детей младшей группы (поровну у мальчиков и девочек) а также у 73,91 % детей старшей группы. Высокий уровень тревожности был выявлен у 10 % мальчиков и 43,86 % девочек. Данный показатель распределился у спортсменов по сроку обучения таким образом: низкий уровень личностной тревожности выявлен у 20 % спортсменов на первом году обучения и ни одного на остальных, умеренный уровень выявлен у 80 % спортсменов первого года обучения, 57,14 % спортсменов второго года обучения и у 77,27 % спортсменов третьего года обучения. Высокий уровень личностной тревожности у спортсменов на первом году обучения выявлен не был, на втором и третьем годах обучения выявлено 42,86 % и 22,73 % спортсменов соответственно.

Согласно перцептивной оценке типов стрессоустойчивости, полностью стрессоустойчивых спортсменов, относящихся к типу Б, среди испытуемых спортсменов не оказалось. Спортсменов, склонных к типу Б (склонных к стрессоустойчивости) было выявлено 47,06 %, из них 11,76 % спортсменов в группе 9–11 лет и 35,29 % человек в группе старше 11 лет. Не склонных к стрессоустойчивости спортсменов (склонность к типу А) было выявлено 50 % испытуемых — 20,59 % человек в младшей возрастной группе и 29,41 % человек в старшей возрастной группе. Лишь одна спортсменка (старшая возрастная группа) — 2,94 % от общего пула исследования — оказалась относящейся к типу А — не стрессоустойчивой.

По шкале самооценки тревожности Цунга результаты исследования распределились следующим образом: высокий уровень тревожности не был выявлен ни у одного спортсмена; средний уровень тревожности показали 9,09 % и 8,70 % спортсменов из младшей и старшей группы соответственно; низкий уровень тревожности показали 85,71 % девочек и 95 % мальчиков.

Таким образом, для улучшения физических и психологических показателей сноубордистов необходимо внедрять в тренировочный процесс методики преодоления страха спортсменов перед стартом, что в свою очередь положительно повлияет на качество и результативность выступлений сноубордистов.

Литература:

  1. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология [Текст]: Учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.: 60x90 1/16. — (Высшее образование). (п) ISBN 978–5–16–006423–9 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/376897
  2. Большев А. С. Частота сердечных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты [Текст]: учеб. пособие / А. С. Большев, Д. Г. Сидоров, С. А. Овчинников. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т: — Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. — 76 с. ISBN 978–5–528–00188–3
  3. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой [Текст]: Учебное пособие / В. Б. Рубанович; — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — Новосибирск.: Соцтехсервис, 2003. — 283 с. ISBN 5–87847–116–7
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, спортсмен, умеренный уровень, девочка, личностная тревожность, повышенное диастолическое давление, пониженное систолическое давление, ситуативная тревожность, спортсмен второго, старшая возрастная группа.


Похожие статьи

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Влияние занятий гандболом на физическое развитие девушек-спортсменок

Изучено влияние занятий гандболом на некоторые показатели физического развития девушек — спортсменок. Показано, что систематические занятия физическими упражнениями влияют на антропометрические и физиометрические показатели девушек-спортсменок.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Гибкость в спорте и спортивных достижениях

В статье рассмотрено значение показателей гибкости в профессиональной деятельности спортсменов, приведены факторы, влияющие на повышение этих показателей, и их виды.

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте

В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...

Психологическая устойчивость в спорте

В работе рассматривается значение устойчивости к стрессу в спорте, представлено значение решительности для достижения спортсменами высоких результатов.

Похожие статьи

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Влияние занятий гандболом на физическое развитие девушек-спортсменок

Изучено влияние занятий гандболом на некоторые показатели физического развития девушек — спортсменок. Показано, что систематические занятия физическими упражнениями влияют на антропометрические и физиометрические показатели девушек-спортсменок.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Гибкость в спорте и спортивных достижениях

В статье рассмотрено значение показателей гибкости в профессиональной деятельности спортсменов, приведены факторы, влияющие на повышение этих показателей, и их виды.

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте

В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...

Психологическая устойчивость в спорте

В работе рассматривается значение устойчивости к стрессу в спорте, представлено значение решительности для достижения спортсменами высоких результатов.

Задать вопрос