В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предательства.
Ключевые слова: Токарева, женщина, мать, одиночество, дети, жизнь, любовь, своя правда, проблема.
Введение
Новый век принес беспрецедентное событие в истории русской литературы; появление литературных произведений, написанных женщинами, которые оказались равными с писателями-мужчинами, но в некоторых аспектах превосходили их. Их прорыв в русскую литературу, в которой всегда доминировали мужчины, создал художественную литературу и поэзию, получившую признание, как у критиков, так и у публики. Трудно предсказать, будет ли это время называться «женским веком» в русской литературе, как это произошло с «серебряным веком» русской поэзии в 20-м веке. Однако очевидно, что это время расцвета женской литературы.
Когда мы рассматриваем произведения женщин-писателей в России, нужно помнить, что они вошли в профессиональный литературный мир через трудности, невообразимые на западе. Это поколение русских женщин-писателей попробовало и успешно воплотило на словах свой жизненный опыт в трудной стране с многочисленными проблемами, со страданиями бедных и богатых, с красотой и естественной благодатью своего народа, с безобразием нищеты, бессовестностью «нувориши» и власти. Они осветили традиционные женские проблемы, а также выразили свои чувства и эмоции, а именно любовь, сострадание, борьбу за продолжение жизни и за то, чтобы принести красоту в мир, который ранее описывался как «морально несущественный». Этот тип литературы часто описывался как простой («бытовая литература») или игнорировался как «типичная женская письменность» или как экспериментальная проза 90-х годов. [1, с.16–23]. Современные русские женщины-писатели продолжали исследовать типичные «женские» темы, но также открыли для себя более сложные моральные, философские, исторические и метафизические проблемы мира.
Виктория Самойловна Токарева родилась в Ленинграде 20 ноября 1937 года. Она поступила в Московский институт кинематографии. На втором курсе студентка в 1964 году опубликовала свой первый рассказ под названием «День безо лжи». Эта повесть сразу же сделала ее знаменитой, и положила начало очень успешной карьере. Ее последняя новелла «Длинный день» вышла в престижном литературном журнале «Новый мир» (1986).
Токарева известна не только своими рассказами и новеллами, но также как сценарист тринадцати фильмов и телевизионных экранизаций ее работ. Три ее фильма выиграли международные призы. Ее пьеса Фэнтези Экспромт (Фантазия Экспромт) пользуется большим успехом на подмостках московский театров.
«Своя правда» — это повесть о замечательной способности русских женщин противостоять любой жестокости в мире. Судьба и мировоззрение нескольких женщин является центром повести, отсюда и название «Своя правда». Это произведение можно расценить как земная и откровенно эмоциональная повесть, особенно в литературном жанре, в котором долгое время царил мозговой обман постмодернизма. В.Токарева надеется, что русские писатели готовы — наконец-то — обратиться к добру и злу советского прошлого. По ее словам, в России история повторяется, «то же самое зло появляется в новых обличьях, и если не изучать его, то это значит повторять ужасные ошибки» [2]
Будучи гениальным знатоком душ, В.Токарева выявляет характерные черты взаимоотношений, изменения, происходящие в обществе, смену ролей мужчины и женщины и как общество воспринимает и оценивает женщину. Несомненно, что создание определенных образов с помощью стилистических приемов требует не только хорошего знания лексических значений слов, но и знания культуры, истории, литературной и политической осведомленности. Все эти стилистические приемы автором использованы для доведения своих мыслей до читателя более выразительными и живописными способами.
В интервью в ноябре 1986 года В. Токарева отметила, что видит себя последователем А. Чехова в темах и методах, и строит свои рассказы на повествовании подробностей обычной жизни обычных женщин. [2] В своем произведении «Своя правда» она освещает проблемы, относящиеся к общечеловеческим вопросам бытия, центральным в восприятии мира мужчиной и женщиной и, следовательно, их выбор, их видение себя и своей роли в этом мире. Углубленный анализ показал, что при создании и придания эмоциональности образу главной героини В.Токарева часто использовала метафорические фразы «Ирина любила сына до судорог», «взгляды пересекались, и по ним текло электричество большой мощности», «И несправедливость стучала в груди, как пепел Клааса в сердце Тиля Уленшпигеля»; метод сравнения «Она любила держать их в повиновении, как Сталин, но в более мелком масштабе», «как случайно залетевшая птица», «Олег боялся, Ирины как мелкий травоядный зверь боится крупного. Бизона, например, не сожрет, так затопчет»; риторические вопросы «Кто виноват и что делать?», хиазмы «Ты молодец против овец, а против молодца овца» и т. д. [4] Философское видение любви Ириной выражено её внутренним монологом: «Взаимное тяготение скрыто в запахах», «любовь, которая буквально хлестала из глаз и стекала с кончиков пальцев», «у неё любовь- это штамп в паспорте и совместное проживание. А что там за проживание? Бездуховный труд, взаимное раздражение и водка — как выход из постоянного негатива» [4] В. Токарева применяет особый подход для раскрытия образа своей героини. Её характер открывается с разных граней призмы видения мира: автор использует такие методы как внутренний монолог, самокритика, мировоззрение других людей и свою оценку. В повести В. Токарева показывает не только молодость Ирины, она больше демонстрирует её зрелые годы, которые уже не сопоставимы с молодостью, прелестью женского образа. Она указывает на то, что в зрелые годы женщина не теряет себя как личность, наоборот она раскрывает свою подлинную сущность и внутреннее содержание.
Сравнивая все эти критерии, мы сможем охарактеризовать героиню Токаревой как литературный тип, прототипом которого являются современные женщины и девушки. Писательницу интересуют женщины, судьбы прекрасной половины человечества и жизненные обстоятельства, с которыми они сталкиваются. «Тематика ее рассказов и повестей многообразна и многопланова. Токареву интересуют такие нравственные категории, как душевная неуспокоенность, потребность самовыражения, страх одиночества». [2] Критики именуют писательницу «мастером диалогов», а также отмечают ее умение создать неподражаемый образ героини: «Виктория Токарева способна углубиться во внутренний мир человека, с осмыслением морально — этических проблем». [3] Героини Токаревой — обыкновенные люди с обыденными проблемами. С повседневными, но не безынтересными. Без сомнений, что мир «типичной современницы» не менее притягателен для читателя, чем различные социально-политические проблемы. Внутренний мир женщины — это целая Вселенная.
Одной из характерных черт героини повести Токаревой является то, что ее недостатки не только в центре внимания, но они ещё и примечательны для своей эпохи. Она имеет столько же добродетелей, сколько и пороков. Повесть повествует о женщинах, которые ищут счастья — что часто означает мужчину для любви — и для их личности, как они приходят к согласию с несчастьями, такими как предательство мужа, или испытание любовью и принятие трудного выбора. Молодость главной героини Ирины можно описать словами из повести как «лошадь под дождем». [4] В повести передаются чувства и психологическое состояние героини после предательства мужа, ее противостояние эмоциям, которые неизвестны ей. Именно этот опыт дал ей силу выжить в 90-е, в смутное время, время распада Советского Союза и межнационального раздора.
Но драма в повести отсутствует; юмор и легкая ирония преобладают. Существует также признание того, что женский опыт универсален, как и мужской. Героини ее повести отражают богатое разнообразие женской жизни. В качестве примера можно привести Снежану, одну из героинь повести, которая несмотря ни на что хранит любовь и нежность к своему мужу, и удивительную ее мать Ирину, истинная сложность которой раскрывается в повествовании, охватывающем десятилетия. Ее повседневные переживания неотразимы, но не душераздирающи. Героини в повести морально неоднозначны, а их поведение непредсказуемо. У Ирины своя правда: не простившая измену мужу, она на долгие годы смирилась с ролью джуляб — любовницы Кямала, познав любовь: «жуки падали замертво, попадая в силовое поле их любви». Ирина размышляла: «Счастье и горе — два конца одной палки. И составляют одно целое». [4]
Жизненный опыт не сокрушает героинь повести, у которых есть нерушимая плавучесть чеховской душечки — или стойкость и упорство бизона, который сметает всё на своём пути. Они активно борются; они держатся, что бы ни случилось; и… они могут иронизировать по поводу своей жизненной проблемы. Повесть полна умеренности и оптимизма, хотя вечная любовь между людьми кажется нереальной и порой они смиряются с циничным совместным проживанием, которое является для них нормой. Сын Ирины женится на алкоголичке, но не собирается её бросать — они по-своему счастливы.
Они подвержены многочисленным слабостям, поддаются влиянию обстановки и общественного мнения и потому далеко не всегда ставят долг выше чувства. Но это живые люди, способные страдать, сострадать, раскаиваться и мучиться угрызениями совести. И потому, даже совершив «неправильный» с этической точки зрения выбор, они достойны сочувствия, а иногда и симпатии. И в то же время их судьбы заставляют задуматься о цене каждого важного шага в жизни, о необратимости сделанного однажды выбора и что, в конечном счете, в нашей жизни является вечной, а что — преходящей ценностью. В. Токарева не делит героев на правых и виноватых. У каждого из них своя правда и своя боль, и именно столкновение различных жизненных позиций делает сюжет повести динамичным и напряженным, до последнего момента оставляя ход событий непредсказуемым.
Если вы думаете, что в повести вы найдете сильный женский персонаж, то ошибетесь. Под этим понятием я неизменно представляла себе сильную, волевую, индивидуалистическую женщину — человека, который радикально отстаивает себя и переживает все трудности, несмотря на ограничивающий характер ее личного и общественного миров. Она эмансипирована и преодолевает общепринятые границы полов, общества, расы и наций и стремится выйти из предписанных традиционных ролей жены, матери и дочери. Этого я не увидела в повести, нет эмансипированных женщин, есть Людка невестка Ирины, которая заливает все свои проблемы водкой, Снежана, бросившая своего ребенка на попечение матери и Анна, у которой есть все, но нет любви. Они пытаются построить карьеру, быть эмансипированными, заботиться и обеспечивать семью. Однако они не могут полностью отречься от права чувствовать и любить вопреки правильным законам общества. И именно эта внутренняя борьба между добром и злом приводит их к определенному выбору в их жизненном пути. «Эмансипация имеет много отрицательных сторон... она разрушает семью, потому что женщина берет на себя ношу, которую должен взять на себя мужчина; она приравнивает это к материальной независимости, которую она считает предпосылкой дальнейшей независимости». [2]
Ирина, героиня повести, умная, практичная и самостоятельная женщина, объединяющая в себе роли матери, любовницы, дочери и подруги. С какими- то ролями она справляется хорошо, с какими- то хуже, но в каждой она настоящая. Ирина, которую бросил муж с маленькими детьми на руках, вынуждена бросить работу учителя в школе и устроиться в ясли на работу, чтобы прокормить детей. Всё что ни делает эта женщина, всё направлено во благо её детей. Да, дети не оправдали её надежд, оставили её одну с внучкой в городе Баку, где происходили межнациональные волнения. Ирина оказалась на перепутье дорог, нельзя было оставаться в городе, но и некуда было ехать. И всё же если бы не её твёрдое желание выжить любой ценой и дать своей внучке шанс не повторять её судьбу, ещё неизвестно как бы сложилась её незавидная судьба. После пережитого ей бы ожесточиться на жизнь и думать только о себе, но любовь, щедрость характера и всепрощение не дают ей сломаться. Ушла Ирина после ссоры в никуда, не давая знать о себе детям. За Анной пошла — вот так две неприкаянные души обрели друг друга, и дальше они будут нужны друг другу именно потому, что обе понимают — никому более они не нужны. Финал повести с одной стороны хороший, а с другой — безрадостный: Ирина сидит на полянке, смотрит на разворошенный муравейник и абсолютно не понятно, как же ей быть дальше. Останутся ли она и Анна вместе доживать свой век, нужные только самим себе, примирятся ли со своей жизнью, будут ли счастливы или, по меньшей мере — умиротворены? Ирина грустно смотрит на муравья, который тащит на себе «огромное яйцо» и отождествляет себя с ним: «Ирина вдруг подумала, что земля с людьми — тоже муравейник. И она среди всех тащит непосильную ношу. А кто-то сверху сидит на бревне и смотрит…».
Заключение
Современный российский литературный процесс порождает экспериментальные и классические повести резкой разницы с негативными эмоциями последних десятилетий и мрачными «альтернативными произведениями» 90-х годов из-за постсоветского травматического опыта. Это является началом возвращения к идеалам, сформированным великими русскими мыслителями, философами и писателями в конце 19-го и начале 20-го века в их поисках «Добра, Красоты и Истины» [5] Впервые в истории российские писательницы справились с этой задачей. Они воплощают важные философские, моральные и социальные вопросы в своих работах. Их ответы на требования российского общества в позитивных идеалах — это ясный и освежающий голос надежды и оптимизма. [1] «Виктория Токарева в числе авторов, которые затронули вопрос о женской судьбе, о жизни женщины в целом. Ее героини стремятся к познанию себя как личности, и поэтому постоянно критикуют и анализируют свое поведение, отношения между собой и мужчинами, с детьми. Динамика современной жизни заставляет Токаревских героинь утверждаться в социуме, но при этом они не отрекаются от права быть женственными». [5]
Литература:
- Кэрол Адлам. Женщины в русской литературе после гласности. Лондон: Легенда, 2005, с. 16–23
- Интервью с Викторией Токаревой, побывавшей в гостях у «Библио-Глобуса» 23 сентября 2017 года. https://www.youtube.com/watch?v=kchnc9OLf1s
- Калашникова Н. М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2004. 26 с.
- Токарева Виктория. Рассказы и повести. М., 2012.
- Вл. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. https://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv15.htm