Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Рословцева, М. Ю. Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности / М. Ю. Рословцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66824/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательная организация, комфортная профессиональная среда, педагогический коллектив, педагогический процесс, профессиональная деятельность.

В процессе совершенствования системы российского образования возрастают требования к педагогической деятельности, что требует от современного педагога гибкости мышления, активности, саморазвития, стремления к творческим поискам, включения в профессиональные взаимоотношения и готовности к инновационной деятельности.

Инновационную деятельность в образовании можно рассматривать как спланированную работу, совокупность мероприятий по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс. Ключевыми функциями инновационной деятельности являются изменения, происходящие в целях, в содержании, применяемых методах, используемых технологиях в педагогическом процессе, а также в модернизации средств обучения и формировании системы управления [2].

В настоящее время важными условиями успешного развития системы образования становятся высокая компетентность педагогических работников, способность и готовность всех субъектов образовательной организации к инновационной деятельности.

По мнению одного из лидеров в области педагогической инноватики А. В. Хуторского, непременным и обязательным условием успешного протекания инновационной деятельности является распространение и тиражирование новых продуктов и технологий, современных методов управления образовательным процессом, что подразумевает необходимость создания инновационной среды, основным элементом которой является человек, высокообразованный специалист [3].

Значительное влияние на совершенствование личности педагога и его готовность к инновационной деятельности оказывает профессиональная среда образовательной организации, представляющая собой совокупность педагогических кадров, выполняющих определенные функции, и условий, созданных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Влияние профессиональной среды может быть как положительным, увеличивающим творческий потенциал педагогического коллектива и результативность деятельности педагога, так и отрицательным.

Комфортность профессиональной среды способствует развитию творческого потенциала членов педагогического коллектива и определяется степенью их удовлетворенности межличностными взаимоотношениями в коллективе, уровнем их позитивного отношения к профессиональной деятельности и стремлением к повышению качества образования.

Основными признаками комфортной профессиональной среды педагогов являются умение свободно общаться и мыслить, нацеленность на профессиональный и интеллектуальный рост, творческий подход к деятельности, стремление внести вклад в развитие образовательного учреждения, наличие доверия и взаимной поддержки в отношениях с коллегами, оптимистичное отношение к происходящим изменениям и уверенность в их положительном результате.

На основании исследований К. Ангеловски можно предположить, что наличие в коллективе более половины активных, с ярко выраженным новаторским духом педагогов, и педагогов, умеренно воспринимающих новшества, создает комфортную среду для освоения ими новшеств и инновационного развития образовательного учреждения в целом.

Таким образом, актуализируется проблема создания комфортной профессиональной среды образовательной организации как важного условия успешного развития инновационной готовности педагога.

Инновационная деятельность педагога — это мотивированный процесс, направленный на освоение, апробацию и использование педагогических новшеств в целях получения результата в виде образовательных услуг, соответствующих требованиям современного образования.

Мотивационная составляющая реализации инновационной педагогической деятельности представляет собой совокупность побуждающих факторов, которые определяют активность педагога. Такими факторами являются внешние, влияющие на педагога извне, и внутренние мотивы, материальные и моральные стимулы, связанные с мотивами и стремлениями самой личности, которые определяют поведение человека.

Окружающая среда как внешний фактор, несомненно, оказывает влияние на мотивированное поведение педагогического работника, на принятие им решений и совершение определенных действий, но так как мотив является внутренним процессом, то внешние факторы могут оказать воздействие на формирование самого мотива, только в том случае, когда становятся значимыми для педагога, для удовлетворения его личных потребностей и желаний.

Мотивационное управление инновационной деятельностью педагога нацеливает на успех, самореализацию путем создания побудительных ситуаций, обеспечивает создание условий заинтересованности педагогического работника в результате и стремлении к его достижению. Его эффективность определяется выбором направленности инновационной деятельности и степенью готовности педагога к ее реализации. Инновационная деятельность является одним из видов творческой деятельности и включает в себя мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты. Мотивационный компонент характеризует потребности и восприимчивость педагога к новшествам. Креативный компонент обеспечивает использование профессионального опыта с учетом современных потребностей педагогической системы. Технологический компонент предполагает апробацию и внедрение новшеств в педагогический процесс. Рефлексивный компонент позволяет оценить соответствие целей инновационной деятельности ее результату.

Инновационная педагогическая деятельность является сложной системой деятельности коллективного характера, предполагающая со-деятельность всех участников педагогического процесса [5].

Мотивационная готовность и в целом инновационное поведение педагога формируется в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, имеющими «вес» в педагогическом коллективе, которые оказывают влияние на формирование определенной профессиональной позиции членов коллектива, активизируют потребности педагогов в инновационных изменениях, способствуют их стремлению к профессиональному росту, создают условия профессиональной рефлексии педагогов, осмысления ими своей профессиональной деятельности с целью прогнозирования, всестороннего анализа, преобразования и оценки эффективности.

Таким образом, формирование мотивированного инновационного поведения педагога возможно лишь в комфортной профессиональной среде, в которой личные жизненные цели членов коллектива согласованы с целями образовательной организации. Поэтому необходимым условием инновационного развития образовательной организации является создание инновационного пространства, где развивается индивидуальное и коллективное сознание педагогических работников, выстраиваются комфортные взаимоотношения в коллективе, активизируются инновационные процессы.

Литература:

  1. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011. — 415 c.
  2. В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176с.
  3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с. — (Сер. Бакалавриат).
  5. Авакян Инна Борисовна. Исследование проблемы взаимосвязи инновационной готовности преподавателя и социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных заведений // Инновации в образовании. — 2018. — № 6. — С. 127–147
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, образовательная организация, комфортная профессиональная среда, педагогический коллектив, педагогический процесс, профессиональная деятельность, профессиональная среда, инновационная педагогическая деятельность, инновационное развитие, образовательное учреждение.


Похожие статьи

Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования

Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Формирование межэтнической толерантности как профессионально важного качества у будущих социальных работников

В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессионально важной для социальных работников личностного качества — межэтнической толерантности. Влияние личностно-ориентированных технологий образования на развитие межэтнической толеран...

Похожие статьи

Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования

Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Формирование межэтнической толерантности как профессионально важного качества у будущих социальных работников

В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессионально важной для социальных работников личностного качества — межэтнической толерантности. Влияние личностно-ориентированных технологий образования на развитие межэтнической толеран...

Задать вопрос