Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.
Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательная организация, комфортная профессиональная среда, педагогический коллектив, педагогический процесс, профессиональная деятельность.
В процессе совершенствования системы российского образования возрастают требования к педагогической деятельности, что требует от современного педагога гибкости мышления, активности, саморазвития, стремления к творческим поискам, включения в профессиональные взаимоотношения и готовности к инновационной деятельности.
Инновационную деятельность в образовании можно рассматривать как спланированную работу, совокупность мероприятий по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс. Ключевыми функциями инновационной деятельности являются изменения, происходящие в целях, в содержании, применяемых методах, используемых технологиях в педагогическом процессе, а также в модернизации средств обучения и формировании системы управления [2].
В настоящее время важными условиями успешного развития системы образования становятся высокая компетентность педагогических работников, способность и готовность всех субъектов образовательной организации к инновационной деятельности.
По мнению одного из лидеров в области педагогической инноватики А. В. Хуторского, непременным и обязательным условием успешного протекания инновационной деятельности является распространение и тиражирование новых продуктов и технологий, современных методов управления образовательным процессом, что подразумевает необходимость создания инновационной среды, основным элементом которой является человек, высокообразованный специалист [3].
Значительное влияние на совершенствование личности педагога и его готовность к инновационной деятельности оказывает профессиональная среда образовательной организации, представляющая собой совокупность педагогических кадров, выполняющих определенные функции, и условий, созданных для осуществления ими профессиональной деятельности.
Влияние профессиональной среды может быть как положительным, увеличивающим творческий потенциал педагогического коллектива и результативность деятельности педагога, так и отрицательным.
Комфортность профессиональной среды способствует развитию творческого потенциала членов педагогического коллектива и определяется степенью их удовлетворенности межличностными взаимоотношениями в коллективе, уровнем их позитивного отношения к профессиональной деятельности и стремлением к повышению качества образования.
Основными признаками комфортной профессиональной среды педагогов являются умение свободно общаться и мыслить, нацеленность на профессиональный и интеллектуальный рост, творческий подход к деятельности, стремление внести вклад в развитие образовательного учреждения, наличие доверия и взаимной поддержки в отношениях с коллегами, оптимистичное отношение к происходящим изменениям и уверенность в их положительном результате.
На основании исследований К. Ангеловски можно предположить, что наличие в коллективе более половины активных, с ярко выраженным новаторским духом педагогов, и педагогов, умеренно воспринимающих новшества, создает комфортную среду для освоения ими новшеств и инновационного развития образовательного учреждения в целом.
Таким образом, актуализируется проблема создания комфортной профессиональной среды образовательной организации как важного условия успешного развития инновационной готовности педагога.
Инновационная деятельность педагога — это мотивированный процесс, направленный на освоение, апробацию и использование педагогических новшеств в целях получения результата в виде образовательных услуг, соответствующих требованиям современного образования.
Мотивационная составляющая реализации инновационной педагогической деятельности представляет собой совокупность побуждающих факторов, которые определяют активность педагога. Такими факторами являются внешние, влияющие на педагога извне, и внутренние мотивы, материальные и моральные стимулы, связанные с мотивами и стремлениями самой личности, которые определяют поведение человека.
Окружающая среда как внешний фактор, несомненно, оказывает влияние на мотивированное поведение педагогического работника, на принятие им решений и совершение определенных действий, но так как мотив является внутренним процессом, то внешние факторы могут оказать воздействие на формирование самого мотива, только в том случае, когда становятся значимыми для педагога, для удовлетворения его личных потребностей и желаний.
Мотивационное управление инновационной деятельностью педагога нацеливает на успех, самореализацию путем создания побудительных ситуаций, обеспечивает создание условий заинтересованности педагогического работника в результате и стремлении к его достижению. Его эффективность определяется выбором направленности инновационной деятельности и степенью готовности педагога к ее реализации. Инновационная деятельность является одним из видов творческой деятельности и включает в себя мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты. Мотивационный компонент характеризует потребности и восприимчивость педагога к новшествам. Креативный компонент обеспечивает использование профессионального опыта с учетом современных потребностей педагогической системы. Технологический компонент предполагает апробацию и внедрение новшеств в педагогический процесс. Рефлексивный компонент позволяет оценить соответствие целей инновационной деятельности ее результату.
Инновационная педагогическая деятельность является сложной системой деятельности коллективного характера, предполагающая со-деятельность всех участников педагогического процесса [5].
Мотивационная готовность и в целом инновационное поведение педагога формируется в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, имеющими «вес» в педагогическом коллективе, которые оказывают влияние на формирование определенной профессиональной позиции членов коллектива, активизируют потребности педагогов в инновационных изменениях, способствуют их стремлению к профессиональному росту, создают условия профессиональной рефлексии педагогов, осмысления ими своей профессиональной деятельности с целью прогнозирования, всестороннего анализа, преобразования и оценки эффективности.
Таким образом, формирование мотивированного инновационного поведения педагога возможно лишь в комфортной профессиональной среде, в которой личные жизненные цели членов коллектива согласованы с целями образовательной организации. Поэтому необходимым условием инновационного развития образовательной организации является создание инновационного пространства, где развивается индивидуальное и коллективное сознание педагогических работников, выстраиваются комфортные взаимоотношения в коллективе, активизируются инновационные процессы.
Литература:
- Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011. — 415 c.
- В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с. — (Сер. Бакалавриат).
- Авакян Инна Борисовна. Исследование проблемы взаимосвязи инновационной готовности преподавателя и социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных заведений // Инновации в образовании. — 2018. — № 6. — С. 127–147