Ключевые слова: поставщик, закупочная деятельность, оказание услуг, сфера закупок, заказчик, закупка.
Актуальность и значимость совершенствование в области закупочной деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности организаций, так как позволяет экономить финансовые ресурсы, повышать конкуренцию и сокращать сроки поставки товаров, работ и услуг.
Российское законодательство в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является сложным для применения. В большой степени осложняет ситуацию в сфере закупок одновременное действие двух Федеральных законов: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2], регулирующих деятельность различных видов организаций. Все государственные заказчики обязаны применять в закупочной деятельности эти Федеральные законы.
Государственные и муниципальные закупки это— конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения муниципальных или государственных нужд по условиям, заранее указанным в документации, на принципах справедливости, состязательности и эффективности и в оговоренные сроки.
Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:
Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации.
Поставщик — Юридическое лицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ — направляет свою заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и полную информацию о себе
Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение по заявленным процедурам.
Стороны заключают контракт электронным способом.
Поставщик исполняет контракт в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.
Если по причинам, не прописанным в контракте, задерживается исполнение, заказчик получает несоответствующей товар, работу или услугу, после предъявлении претензии выплачиваются пенсии.
Сказать простым языком можно так, госзакупки осуществляются для удовлетворения потребностей, государства в закупках разных товарах, работах и услугах. Перечень этих потребностей очень огромен, от бумаги и заканчивая крупными объектами.Статистика осуществления закупок [3] представлена в таблице 1.
Таблица 1
Статистика осуществления закупок
Период |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Абсолют. отклонение за период 2017–2019 |
Среднее количество участников конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
4 |
4 |
5 |
+ 0,9 |
Процент экономии, % |
3,32 |
6,06 |
15,66 |
+12,34 |
Проведение госзакупок очень положительно отражается, на развитии государства, так и на развитии бизнеса и его конкурентоспособностью.
Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков приобретает необходимый ему товар, работу или услугу на очень выгодных условиях, а поставщик за поставляемый товар, работу или услугу получает деньги.
По таблице видно, что за 2019 год по сравнению с 2017 годом несмотря на свою популярность, среди поставщиков к госзакупкам отношение неоднозначное: чтобы разобраться поставщику во всех нюансах контрактной системы-нужно понять, изучить множество законодательных актов, нормативно-правовых актов и успеть за постоянными изменениями.
Большие трудности в закупках и сопровождения контрактов до завершения исполнения, возникают и у заказчиков, т. к. на любом этапе закупки можно допустить ошибку как осознанно, так и нет, за которую должностному лицу придется нести административную или уголовную ответственность [4]. Многие поставщики стараются не ввязываться и избегают взаимодействия с бюджетом; некоторые считают участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об существовании закупок, но после изучения закона так и не решился принять в них участие.
Исследования показывают, что административной ответственности, санкции нужно ввести от стоимости государственного контракта по всем пунктам нарушений в процентном размере, а не частично, что поспособствует к уменьшению осознанных ошибок.
Принимая во внимание вышеизложенное, главное, что напрашивается это создание единой отдельной базы законов о закупках — Кодекса закупок, для создания которого нужно будет пройти нелегкий и долгий путь, но, таким образом, избежать многообразия и противоречий документов в законодательстве, тем самым привлечь больше поставщиков.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс»
- Статистика осуществления закупок [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/12979
- Штрафы по 44 ФЗ — таблица КоАП с последними изменениями [Электронный ресурс]. URL: https://good-tender.ru/44-fz/96-shtrafy-po-44-fz-tablitsa
- Вершинина Е. С. Эффективность государственных закупок // Молодой ученый. -- 2015. -- № 5. -- С. 339–340.