В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах.
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся.
ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» с 2016 года является базовой профессиональной образовательной организацией в Калужской области и реализует обучение инвалидов и лиц с ОВЗ в инклюзивных группах. Пока еще мы только нарабатываем опыт, «набиваем шишки» и учимся сами. Ранее мы уже обращались к вопросу адаптации студентов инвалидов в системе среднего профессионального образования, описывали свои методы решения этой проблемы, искали пути и способы. [2]
Это, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому студенту инвалиду. Особенно тем, кто пришел к нам с домашнего обучения или из специализированных интернатов. Это и применение различного оборудования, и подача материала, опорных конспектов.
В этой статья мы хотим продолжить тему дальнейшего обучения студентов с инвалидностью, которые обучаются на вторых и последующих курсах.
В наших инклюзивных группах обучаются инвалиды различных нозологий. Это и слабослышащие, и слабовидящие, и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Обычно в каждой инклюзивной группе таких студентов не более трех человек. И это не мало.
Естественно, преподавание в каждой такой группе ведется с учетом нозологии и индивидуальному подходу. Преподаватели уже хорошо знают особенности каждого студента, студенты нашли свою нишу в группе и приспособились к учебному процессу. Казалось бы, все хорошо. Но тут то и появляются подводные камни.
Процесс адаптации не прошел бесследно. Особенно, если он был трудным. Обучающиеся инвалиды хорошо помнят, как было в начале обучения, сколько внимания они получали от преподавателей, кураторов, волонтеров, студентов, друзей. У многих из них серьезные пробелы в знаниях. Их приходилось ликвидировать дополнительными занятиями, консультациями. По началу делались скидки, поблажки. Много работал с обучающимися и преподавателями педагог-психолог. И тут происходит обратная реакция. Некоторые обучающиеся расслабились, решили, что так будет всегда и особо напрягаться не надо.
Начинает проходить давление на преподавателя: «я так не могу, я так не привык, а мне всегда так разрешают, а вот у других преподавателей…». Я наблюдала случаи, когда один и тот же обучающийся по-разному вел себя на разных предметах. У одного преподавателя он работал, как и все обучающиеся в группе, и даже больше. А у другого преподавателя сидел и не работал вообще. В таких ситуациях, необходимо как можно раньше выявить такие проблемы и обсудить на педагогических советах. Для этого достаточно периодически заслушивать преподавателя о его наблюдениях за обучающимися и его выводы.
Если проблему обозначить в самом начале, удается безболезненно разрешить ситуацию как с преподавателем, так и с обучающимся. Но, если запустить, то выработанная обучающимся инвалидом тактика не так просто уже поддается исправлению. Начинаются обиды, использование своих болезней, доходит даже до реальных приступов и вызовов специалистов скорой помощи. И дело тут не в симуляции. У обучающихся инвалидов, действительно, может развиться приступ или обострение болезни в случае потери комфортности. Перед итоговыми контрольными, экзаменами им тяжело совладать с нервами. Задача преподавателя сбалансировать между соблюдением всех норм и требований с одной стороны и не обострить ситуацию, учесть особенности и действительные возможности обучающегося с инвалидностью. Тут важно оценить возможности обучающегося на ранней стадии, возможно собрать информацию у других преподавателей, которые вели предметы в этой группе на первом курсе, куратора. Важно отсечь малейшие попытки делать меньше того, что реально может такой обучающийся. Часто приходится слышать заявления студента, что он не может освоить, понять, решить и так далее. («у меня плохая память, я не могу много запоминать, я не могу так много учить, я не привык»)
В большинстве случаев, с такими проблемами сталкиваются все преподаватели в любых группах и с любыми студентами. Основное отличие в том, что малейшее давление на обучающегося с инвалидностью может обернуться непредвиденными ситуациями. В некоторых случаях, действительно важно дать ему возможность почувствовать свою индивидуальность и значимость, а в некоторых, наоборот проявить твердость. Если создать «зону комфортности», то обучающиеся с инвалидностью раскрывают свой потенциал больше и своими достижениями превосходят остальных обучающихся. Это доказывает их активное участие во всевозможных конкурсах, где их работы вызывают восхищение.
Вторая особенность преподавания как раз и заключается в том, что к концу обучения, обучающиеся с инвалидностью полностью приспосабливаются к процессу обучения, понимают свою значимость и особое место в группе и начинают испытывать нехватку внимания. Им начинает казаться, что они не дополучают внимания, им мало уделяют времени и так далее (так называемый синдром «короны»). Особенно часто это проявляется у слабослышащих обучающихся. При этом весь преподавательский состав отмечает, что условия и отношения к такому обучающемуся осталось прежним, а поменялось восприятие самого объекта. Начинаются претензии, слезы на экзаменах, отказ от выполнения заданий. Здесь на помощь приходят и родители, и психолог. Иногда родители становятся на сторону своего ребенка, жалея его и требуя особого отношения. Конечно же особое отношение и внимание и так дается, но всему есть мера и рамки. Задача преподавателя не дать слабину. Можно увеличить время на индивидуальную работу, добавить консультаций, но нельзя давать послабления в объеме и сложности заданий. Очень хорошо зарекомендовал метод подмены заданий. Когда студент с инвалидностью заявляет, что он не может выполнить задание для всех, ему предлагаю индивидуальное задание. По сложности, оно не уступает общему заданию (а иногда может быть и более сложным), но сам факт индивидуальности играет значимую роль. Сознание студента успокоено, все довольны. И в результате студент с легкостью сдает то, что долго и упорно не мог (не хотел) сделать на общих основаниях.
Конечно же не у всех и не всегда так происходит, другая крайность, когда студент не хочет особого отношения и требует не выделять его на уроках, не обращаться к нему отдельно и не давать ему индивидуальных материалов. Я считаю это надо приветствовать и всячески поощрять. Это стимулирует всю группу. Но, при случае, отдельно всегда стараюсь подойти к такому студенту «пообщаться», порекомендовать или посоветовать где посмотреть информацию, чтобы облегчить подготовку к сдаче материалов. На сайте для дистанционного обучения выкладываются типовые задачи с решениями, или просто материал лекций. Пропустил, не успел или не понял, но не хочешь спрашивать — посмотри на сайте, почитай. Если не получилось, приходи на консультации.
Особую роль здесь нужно отвести участию в олимпиадах, конкурсах. Особенно участие в чемпионате «Абилимпикс». Это значительно повышает веру в себя. Мы замечаем особенный подъем и рвение к новым достижениям после каждого успешного выступления. Пусть даже на дистанционной олимпиаде или просто конкурс поделок. Поэтому стараемся организовывать самые минимальные конкурсы внутри дисциплины, приуроченные к праздникам, к историческим событиям. Например, в группе специальности «Операционная деятельности в логистике» проводился «Батл логистов», капитаном одной из команд стал как раз обучающийся с инвалидностью. Он придумывал способы поддержки выступающих, девиз и название команды и сам победил в конкурсе капитанов. Второй обучающийся из этой же группы взял на себя роль технического эксперта. Занимался подготовкой оборудования, организовывал вступительную часть, подготовил презентацию. Каждый смог применить свои возможности и внести посильный вклад. И как результат, преподаватели отметили небывалый подъем в группе и особенно у обучающихся с инвалидностью и при подготовке к конкурсу и еще долгое время после.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Сфера, 2014. — 192 c.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
- Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы
- Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374–377.