В нынешней конкурентной среде предприятию просто необходимо оценивать свои возможности правильно, стараться выделиться среди конкурентов и иметь преимущество. В данной статье приведены несколько самых популярных методов по оценке конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки, 4Р, методы оценки, многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ, пять сил Портера.
Текущие тенденции повышают риски для организации при принятии не эффективных или ошибочных управленческих решений. Одним из инструментов решения этих проблем является разработка конкурентных стратегий. В этом случае для принятия решения и минимизации рисков необходимо измерять конкурентоспособность.
Целью предприятия является обеспечение конкурентоспособности товаров, так как финансовое благополучие зависит от конкурентоспособности производимого ими продукта. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом организации подразумевается способность предприятия производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию при рациональном использовании имеющихся ресурсов в объемах, необходимых для стабильного функционирования и развития предприятия (процесса воспроизводства) на основе обеспечения его конкурентоспособности.
В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к определению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию, деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д [2].
Методов оценки конкурентоспособности организации существует большое множество и все их можно классифицировать следующим образом:
- Матричные методы: являются простыми методами оценки конкурентоспособности, дают наглядную информацию т. к. все оценки производятся в системе координат (ось абсцисс — темп роста/сокращение объема продаж; ось ординат — относительная доля рынка). Методы основаны на рассмотрении процесса конкуренции в развитии и в случае достоверной информации производится достаточно качественный анализ.
Примером данного метода является Матрица БКГ (рисунок 1):
Рис. 1. Матрица БКГ
Основной задачей модели БКГ является определение приоритетов в развитии ассортиментных единиц компании, определение ключевых направлений для будущих инвестиций. Метод помогает ответить на вопрос «Инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными?» и разработать долгосрочные стратегии развития каждой единицы ассортимента.
В результате построения все товарные группы разбиваются на 4 квадранта. Стратегия развития товарной группы зависит от того, в каком квадранте находится товар.
Первый квадрант: «вопросительные знаки» или «трудные дети»
В первом квадранте находятся направления бизнеса компании, которые занимают слабое положение на рынке. Такие виды деятельности требуют высокого уровня инвестиций для того, чтобы расти в соответствии с рынком и укреплять положение товара на рынке.
При попадании в данный квадрант предприятие должно решить, есть ли сейчас достаточные ресурсы для развития товара на данном рынке.
Второй квадрант: «звезды»
В квадранте находятся направления, которые являются лидерами в своей отрасли. Компания должна поддерживать и укреплять данный вид бизнеса, а возможно, и увеличивать инвестиции.
Третий квадрант: «дойные коровы»
Представляет собой направления с высокой относительной долей рынка на медленно растущих или даже стагнирующих рынках. Товары и услуги компании, представленные в квадранте, являются основными генераторами прибылей и денежных средств.
Четвертый квадрант: «собаки»
В квадранте сосредоточены направления бизнеса с низкой относительной долей рынка в медленно растущих или стагнирующих рынках. Эти направления обычно приносят мало прибыли и являются неперспективными для компании. Стратегия работы с данными товарами: сокращение всех инвестиций, возможное закрытие бизнеса или его продажа.
Также к матричным методам относят: матрица Портера, модель McKinsey, модель ADL LC [1].
- Методы, основывающиеся на процедуре оценивания конкурентоспособности производимого товара или услуги: базируются на проведении оценки продукции. Считается, что конкурентоспособность выше, чем выше качество товара и меньше его стоимость. Методы довольно просты и наглядны, но не дают полной оценки о сильных и слабых сторонах в работе предприятия.
Примером данного метода оценки является дифференциальный метод.
Метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара или услуги и базы сравнения и их сопоставлении. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
Где qi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3,..., n);
Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0.
- Метод, в основу которого положена теория эффективной конкуренции: конкурентоспособными считаются предприятия, в которых налажена эффективная работа всех подразделений, то есть подразумевается оценка эффективности использования ресурсов. Метод применяется на промышленных предприятиях, включает оценку хозяйственной деятельности, исключая дубляжа показателей, и показывает общую картину положения предприятия на внутреннем и внешнем рынке. В основу методики положено идея, что конкурентоспособность определяется путем сложения способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, но сумма элементов не приводит к такому же результату, как и вся система в целом. Многоугольник конкурентоспособности. Этот метод дает возможность сравнить и визуально представить широкий спектр ключевых свойств продукта.
Примером является метод построения многоугольника конкурентоспособности представлен векторами, направленными из одной точки в разные стороны и описывающими ключевые свойства объекта: ассортимент продукции и ее стоимость; эффективность и результат; внешний вид продукта; срок хранения; дистрибуция; уровень рекламной активности; уникальность торгового предложения; уровень знания бренда целевыми аудиториями; степень лояльности к марке; качество квалификации и работы персонала.
Многоугольник конкурентоспособности представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности
Для построения многоугольника создается шкала, оси которой соответствуют конкретным критериям. Каждый критерий оценивается по системе от 1 до 5 баллов, где 5 — максимальное значение, определяются точки-показатели, которые соединяются между собой. Одновременно выстраивается многоугольник свойств аналогичного продукта конкурента.
В результате анализа достигается высокая степень наглядности имеющихся сильных и слабых сторон продукта организации и обеспечивается возможность сравнительной оценки ключевых преимуществ собственной организации и конкурентов. Сопоставление полученных результатов становится отправной точкой для определения действительной конкурентоспособности организации и создает достаточные основания для совершенствования деятельности организации и усиления его позиций на рынке [1].
- Методы, основанные на комплексном подходе к оценке: включает в себя критерии, характеризующие степень удовлетворения потребностей потребителя и критерий эффективности производства. Метод может учесть существующий уровень конкурентоспособности и будущую возможную динамику, но в данной оценке используются методы, которые были перечислены выше, поэтому все их недостатки переносятся на этот.
Проведя анализ методов можно сказать, что нет идеальной методики по оценке конкурентоспособности предприятия. Выявленные недостатки показывают, насколько ограничены возможности практического применения.
Для корректной оценки и дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия разработано множество методов, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе, что дает возможность подобрать наиболее эффективный и простой метод оценивания для каждого конкретного предприятия.
Каждое предприятие, выходя на рынок должно быть готово к конкурентной борьбе. Для этого следует проводить анализ торговой деятельности, который покажет слабые стороны организации для их устранения, а так же поможет к разработке новых стратегии, плана мероприятий по их реализации.
Литература:
1. Болодурина В. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономические науки. 2015. № 11. С. 18–21.
2. Бубнова А. Г. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки // Молодежный научный форум. 2019. № 3. С. 40–45.
3. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 374–377.
4. Поляничкин Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. № 3. С. 1–4.