Фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее просодических характеристик (на материале британского варианта английского языка) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Р. Р. Фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее просодических характеристик (на материале британского варианта английского языка) / Р. Р. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66847/ (дата обращения: 18.12.2024).



Умение четко и грамотно выражать свои мысли перед широкой аудиторией является одним из ключевых моментов ведения успешной профессиональной деятельности для современного человека.

Именно поэтому сегодня все чаще встает вопрос об обучении культуре речи, в частности — публичной. Из этого вытекает, как правильно отметил Ю. В. Рождественский, что, возрождение риторики в преподавании — общественная потребность.

Согласно образовательным стандартам, основной задачей в преподавании иностранного языка в вузе является развитие коммуникативной компетенции. В стремительно развивающейся образовательной системе, весьма актуальной становится проблема развития различных видов речевой деятельности и у учащихся школ, в особенности на уроках иностранного языка.

Обучение публичной речи, особенно на иностранном языке (в данном случае британский вариант английского языка) имеет множество своих фонетических особенностей. Также важным является учет и ее просодических характеристик, так как разные языки могут иметь разные просодические характеристики.

Целю нашей научной работы было изучить фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее просодических характеристик (на материале британского английского).

Задачи:

  1. Изучить понятие просодия, просодические характеристики речи.
  2. Рассмотреть просодические явления в дискурсе. Зарубежный опыт.
  3. Выделить методические принципы, лежащие в основе обучения фонетической стороне иноязычной речи.
  4. Охарактеризовать систему тренировочных упражнений, направленных на обучение фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях.
  5. Провести экспериментальную проверку эффективности использования специальных тренировочных упражнений для обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с характером поставленных задач и с учетом специфики проблемы в работе использовались следующие методы исследования: метод лингвистического описания, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, аудитивный метод, структурно- сопоставительный метод, моделирование, классификация, метод количественных подсчетов.

Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих.

Под фонетикой в преподавании иностранного языка считается умение строить правильные и диалогические высказывания, владеть при этом темпом, манерой и паузами иноязычного языка вне зависимости с от их смыслоразличительных функций.

При знакомстве с фонетическими явлениями иноязычной речи, объяснение обязательно должно происходить с демонстрацией эталонов, которые ученики слышат от педагога или в аудио записи, чтобы создавать условия, при которых школьники погружаются в звуках в тот момент, когда им объясняют правильную артикуляцию [8].

При отсутствии иноязычной среды происходит подавление языковых навыков родным языком, и они легко притупляются. Произношение «сползает», происходит деавтоматизация фонетических навыков [9]. Работа над произносительной стороной речи идет в тесной связи с работой над другими аспектами языка — лексикой, грамматикой и интегрируется в коммуникативной деятельности школьников [4].

Под содержанием обучения произношению понимается всё то, на основе чего происходит обучение учащихся слухо-произносительным и ритмико-интонациональным навыкам.

Фонетический минимум определяется в соответствии с двумя принципами: принцип соответствия потребностям общения и стилистический принцип.

Первый принцип включает следующий минимум: звуки и интонемы, которые имеют смыслоразличительную функцию. Количество интонем в минимуме складывается благодаря структурным типам предложений и их синтаксическим (логическим) значением. Второй принцип обучения включает в себя полный стиль качественного литературного произношения.

Диалектальные отклонения, а также неполный (разговорный) стиль произношения в школе не проходят. Логичность изучения выбранного фонетического материала решается задачами формирования устной речи и чтения.

В различных учебниках даже для одного и того же класса в зависимости от последовательности изучения речевых образцов может рассматриваться другая последовательность изучения фонетического материала [16].

Методический элемент обучения фонетике включает в себя навыки самостоятельной работы над фонетической стороной речи, например, в лаборатории; навыки по работе с фонетическими справочниками; использование различных схем (например, артикуляционного аппарата), других возможных опор и образцов иноязычной речи [6].

При обучении фонетической стороны речи считается целесообразным использование технических средств. ТСО дает ученикам образец для образцового произношения. Школьники подражают такому образцу речи и стремятся к нему [7].

Использование аудио комплекса фонетических зарядок на уроках помогает решить следующие задачи:

– повышение учебной мотивации;

– интенсификация обучения;

– активизация обучаемых;

– самостоятельная работа учащихся;

– повышение качества знаний учащихся:

– повышение качества развития фонетических навыков.

Для выявления результатов, нами было принято решение разделить группу учащихся на 2 подгруппы и сравнить их успехи овладения навыками публичной речи на английском языке. Нами было выявлено, что развитие устойчивых фонетических навыков является трудоемким процессом, поэтому работа над произношением должна проходить на всех ступенях обучения.

В ходе исследования данной работы были обнаружены наиболее эффективные упражнения, которые направлены на развитие фонетических навыков.

Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно- экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после реализации аудио комплекса фонетических упражнений, способствующего развитию фонетических навыков учеников средней школы, в первой группе произошли значительные сдвиги, и уровень развития фонетических навыков повысился, по сравнению с уровнем развития фонетических навыков учащихся второй группы.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
  2. Гез Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе / под ред. О. В. Афонасьевой. — 2001. — № 5. — С. 37–45.
  3. Гез И.И, Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1982. — 412 с.
  4. Глоба Т. А. К вопросу о коммуникативной адекватности аудиотекста /Актуальные проблемы современных лингвистических исследований /Т. А. Глоба // Рязань: издательство «Узорочье», 2012. — С. 295–299.
  5. Голицынский Ю. Пособие по разговорной речи. — Санкт Петербург, 1998. — 415 с.
  6. Карлова Е. Английский в рифмованных диалогах. — Санкт Петербург, 2013. — 240 с.
  7. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ: 2 изд., переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1986. — 65 с.
  8. Размыслова Е. Ф. учебно-речевые ситуации на уроке // Иностранные языки в школе / под ред. О. В. Афонасьевой. — 2007. — № 3. — С. 56–58.
Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная речь, английский язык, иностранный язык, навык, публичная речь, фонетическая сторона, обучение, последовательность изучения, тесная связь, уровень развития.


Похожие статьи

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее английского эквивалента в компаративном аспекте исследования

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках русского языка

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Похожие статьи

Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее английского эквивалента в компаративном аспекте исследования

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках русского языка

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Преодоление психолингвистических барьеров на примере обучения видовременным формам глагола в английском и немецком языках

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Задать вопрос