На
обложке изображен Михаил Викторович
Горелик (1946–2015), советский и российский
искусствовед, востоковед, исследователь истории оружия.
Михаил
Викторович родился в г. Нарве (Эстония). Еще в школьном возрасте его
заинтересовала история оружия и археология. Он занимался в археологическом
кружке при ГИМе и даже принимал участие в археологических раскопках
кочевнических курганов и древних городищ. Горелик окончил художественную
школу по специальности «художник-оформитель», а позднее — отделение
истории и теории искусства исторического факультета МГУ.
В
Институте востоковедения Михаил Горелик занимал должность старшего научного
сотрудника в отделе истории Востока. В то же время он защитил
диссертацию на тему «Месопотамские школы миниатюры второй половины XII —
первой половины XIII в»., получив ученую степень кандидата
искусствоведения.
Его
иллюстрированная серия научно-популярных статей по истории оружия в журнале
«Вокруг света» сделала его имя широко известным в СССР.
В
1979 году в преддверии юбилея Куликовской битвы было принято решение
открыть музей на Куликовом поле. Но неожиданно обнаружилось, что практически
нечего выставлять: археологические находки были единичными и невыразительными.
Тогда Горелик предложил директору музея Александру Шкурко изготовить
реконструкции комплектов вооружения XIV века, древнерусских и татарских.
Предложение было принято; изготовленные Гореликом и его помощниками
экспонаты стали гвоздем юбилейной выставки, открывшейся 9 августа 1980 года.
После этого Горелику стали заказывать реконструкции древнего оружия крупнейшие
музеи мира (Государственный исторический музей, лондонский Тауэр).
Отечественные
кинорежиссеры, снимавшие фильмы на исторические темы, обращались к Михаилу
Викторовичу за консультацией. «На заре юности я консультировал
Тарковского. Татары в рогатых шлемах в «Андрее Рублеве» сделаны по моим
школьным рисункам. Так со всеми моими ошибками они в кино и перекочевали»
(из интервью журналу «Огонек»). Он работал консультантом на съемках более двух
десятков кинокартин. Созданная Гореликом мастерская делала оружие, костюмы,
конское снаряжение и аксессуары для фильмов «Низами», «Борис Годунов»,
«Султан Бейбарс», «Гибель Отрара», «Ричард Львиное Сердце», «Ермак», «Королева
Марго». За изготовление оружия, доспехов и костюмов для фильма «Ермак»
Михаил Викторович был удостоен высшей российской кинопремии «Ника».
В
1991 году Горелик создал и возглавил фирму «Яррист», в которой
создавались экспонаты для музеев. Его реконструкции выставляются в Музее
истории донского казачества (станица Старочеркасская), во Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике, в музее «Слова о полку Игореве» (Ярославль), музее
на о. Хортица, музее истории украинской литературы (Киев), Краеведческом музее
г. Аркалык в Казахстане, Краеведческом музее в г. Новгороде-Северском,
Объединенном музее-заповеднике им. Праве (Ставрополь), в Государственном музее
Республики Татарстан, в Королевском Арсенале (Royal Armouries) (г. Лидс, Англия),
а также находятся в частных коллекциях.
Он
был одним из тех, кто развернул изучение материальной культуры кочевников
Золотой Орды в самостоятельное научное направление. Многое сделал Михаил
Горелик и в области изучения костюма и комплекса вооружения народов
Северного Кавказа. При этом он открыл для исследователей этого региона новый
источник — миниатюры, которые до него так плодотворно, органично и широко
не использовал никто другой.
С
большой любовью Михаил Викторович относился к своему детищу — журналу
«Батыр»: он мог часами рассказывать о концепции, дальнейшем развитии,
новых материалах. Журнал сразу занял одно из лидирующих мест в ряду
современных отечественных периодических изданий, посвященных истории оружия
и военного дела.
В
последние годы жизни, являясь автором концепции и президентом
культурно-исторического фонда «Парк истории», Горелик разрабатывал проекты
рекреационно-образовательных туристических центров с максимальным погружением
посетителей в аутентичную, научно достоверную историческую атмосферу.
Проект, к сожалению, не был завершен.
Михаил
Викторович Горелик был академиком Российской Академии киноискусств.
Результатами
научного интереса Михаила Викторовича к древнему и средневековому
оружию Евразии стали книги «Армии монголо-татар X–XIV вв.» и «Оружие
Древнего Востока. IV тысячелетие — IV век до н. э.», десятки
статей по истории оружия и военного дела этого периода.