Как отрасль педагогической науки методика развития детской речи имеет свои цели, задачи, содержание, свои особенности, а также изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Основное содержание курса методики развития детской речи — формирование устной речи ребёнка, навыков речевого общения с окружающими людьми, воспитание культуры его речи и общения. Исследователь Тихеева Е. И. указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю жизнь и деятельность детей.
Сегодня важно ответить на следующие актуальные вопросы методики детской речи:
1) Какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи?
2) Какими данными теории и практики обосновываются методы, способы и приёмы развития детской речи?
3) Какие речевые умения воспитывать у детей?
4) При каких условиях учить дошкольников?
5) Какова особенность детей детсадовского возраста?
6) Как надо учить детей дошкольного возраста?
Прежде чем говорить об особенностях детской речи, на наш взгляд, важно обратиться к дефиниции понятия «онтогенез».
Термином «онтогенез речи» в логопедической науке принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до их совершенного состояния.
Термин «онтогенез» рассматривается также исследователями для обозначения и изучения следующих положений:
− период динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;
− данные о нарушенном или нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения рече-коррекционного обучения: словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, нарушения звукопроизношения и др.
В теории и практике онтогенеза речи дошкольников существуют специфические и объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее, что создавалось в отечественном и зарубежном дошкольном воспитании. Известно, что методикой устанавливаются определённые нормы при решении тех или иных задач развития детской речи. В основном это могут быть специальные упражнения и задания игрового характера по развитию речи, заучивание стихотворений детских писателей (А.Барто, К.Чуковского, Д.Родари и др.), чтение детской художественной литературы (сказки, рассказы), речемыслительные тренинги (считалки, скороговорки) и др.
Сегодня наука выдвигает перед современной наукой актуальные и важные, еще не рассмотренные и нерешённые исследователями, вопросы.
Одним из таких вопросов на современном этапе развития онтогенеза детской речи является активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. В связи с этим возникает потребность в разработке обоснованной и целенаправленной системы работы, в частности использование эффективных форм и приёмов по развитию детской речи. Для этого, на наш взгляд, важна подготовка более конкретных и чётких методических рекомендаций и методических указаний к рабочему плану занятий с детьми дошкольного возраста.
Безусловно, сегодня актуален тезис: без теории нет практики. Однако, необходимо помнить, что практика, обоснованная теорией, действенна и опровергает предположения и догадки, предусматривая и утверждая всё самое лучшее, выработанное поколениями опытных воспитателей и педагогов, которое и суммировано в методической теории.
К сожалению, в жизненной практике часто встречаются нарушения речи детей дошкольного возраста, следствием которого в основном, по-нашему мнению, является нарушения не только на уровне генетических последствий, но и таких, когда взрослые сами при общении искажают детскую речь (лепечат, сокращают слова, произносят слова, уподобляя детям, намеренно делают ошибки), что, по-нашему мнению, недопустимо.
Обзор и изучение научной литературы, тщательное исследование показало, что для выявления закономерностей детского речевого развития необходимо и важно, чтобы правильно диагностировать речевую патологию и своевременно её преодолеть. Кроме того нарушения и отклонения детской речи подлежат обязательному, как можно раньше, их исправлению. Главное, это необходимо для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по предупреждению (или лечению) речевой патологии. В таких случаях важно вовремя обратиться к дефектологу или логопеду.
Безусловно, каждый ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. На данном этапе, т. е. с первых же дней рождения малыша, по-нашему мнению, хорошо бы показать специалисту, чтобы узнать его мнение о существовании (или не существованию) каких-либо отклонений или наоборот, нормальном течении речевого развития ребёнка. Первоначальная диагностика может предусмотреть проблему и незамедлительно решить её.
Овладевая той или иной методикой, родитель, воспитатель или преподаватель должен быть хорошо информирован о закономерностях детской речи, о существовании нарушений или отклонений, получать у специалиста консультации по руководству детской речи. Любые отклонения или нарушения детской речи от норм могут привести к значительным проблемам. Для того, чтобы не допустить подобного, важно комплексное изучение теории вопроса и его применение в жизненной практике.
Литература:
1. Гвоздев А. Н. Методика развития речи. — Москва: Просвещение, 1989.
2. Леонтьев А. Н. Развитие речи. — Москва, 2000.