Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Татаринцева, Л. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66625/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.

Ключевые слова: развитие речи, здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение в систему ДОО инклюзивного образования заставляет педагогов искать педагогические технологии, обеспечивающие взаимосвязь дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу детского сада.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. В ходе анализа различных литературных источников было выявлено, что данные технологии объединяют в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников. А если рассматривать исключительно категорию детей с ОВЗ, то, естественно, добавляется еще такое направление, как коррекция нарушений в физическом, психическом, эмоциональном и в исследуемом нами речевом развитии.

Как показывает практика, категория дошкольников с ОВЗ может быть различной. В нее входят дети со следующими нарушениями развития: зрения; слуха; речи; опорно-двигательного аппарата; интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; ЗПР, а также дете с комплексными нарушениями нормального развития.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями мы понимаем систему мер, включающую в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения, а также коррекция недостатков развития детей с ОВЗ.

Так, исследуемые нами педагогические технологии, включающие в себя элементы инклюзивного образования, можно использовать в образовательно-развивающей работе на разных этапах занятия по развитию речи в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога ДОО является оптимизация процесса коррекционно-образовательной работы, укрепление здоровья детей с ОВЗ путем активизации защитных свойств детского организма, а также формирование необходимые знаний, умений, навыков по ЗОЖ и применение их в повседневной жизни [3]. А теперь рассмотрим, на наш взгляд, наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, которые используются в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:

Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель — выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [2]. Необходимость регулярного выполнения артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что она способствует улучшению кровоснабжения артикуляционных органов, укреплению мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.

Логопедический массаж. Это активный метод механического воздействия, который благоприятно воздействует на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата [3]. Логопедический массаж используется в работе с детьми с ОВЗ, у которых имеется дизартрия в различной степени, нарушения голоса, заикание. Он применяется во всех случаях, когда налицо нарушения мышечного тонуса. Нередко логопедический массаж является одним из пусковых моментов запуска речи, отсутствие которой обусловлено нарушениями деятельности речедвигательного анализатора.

Дети с ОВЗ сами могут выполнять движения, способствующие самомассажу языка: гладить язык губами, хлопать язык губами, царапать язык зубами, прикусывать короткий и длинный язык зубами и т. п. Кроме того, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно могут выполнять самомассаж лица и мочек ушей. Следует отметить, что в последнее время большинство педагогов активно рекомендуют самомассаж кистей и пальцев рук с помощью применения колючих мячиков разного цвета и массажных пальчиковых колечек.

Дыхательная гимнастика. Она является необходимой частью оздоровительного режима, так как ее упражнения направлены на развитие и закрепление навыков речевого и физиологического дыхания, в том числе и у детей с ОВЗ. Упражнения выполняются ежедневно, в течение 5–10 минут, в хорошо проветриваемом помещении [2]. Их можно использовать как часть занятия, в качестве физкультминутки, релаксации или игрового упражнения, которое помогает увеличить объем и глубину дыхания, а в целом улучшает деятельность всех органов и систем организма. Кроме того, дыхательная гимнастика, обеспечивая правильное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению нарушенной в ходе болезни деятельности нервной системы.

В целом можно отметить, что применение таких простых и интересных игр по подражанию, как дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика являются, так называемым, сенсомоторным базисом для развития произносительной стороны речи детей с ОВЗ.

Пальчиковая гимнастика. Этот метод применяется для развития мелкой моторики рук, способствует устранению проблем в речи в связи. Она помогает в развитии осязательных ощущений, координации движений пальцев рук, творческих способностей детей. Пальчиковая гимнастика объединяет инсценировки стихов и работу пальцев. Для выполнения пальчиковой гимнастики можно использовать массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, действия с мелкими предметами, пальчиковые игры статического и динамического характера. Пальчиковую гимнастику нужно выполнять ежедневно, в групповой или индивидуальной форме, обязательно обращая внимание на то, чтобы нагрузка на обе руки была одинакова, что будет способствовать совершенствованию межполушарного взаимодействия.

Пальчиковый театр — дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики детей с ОВЗ, знакомит с понятиями форма, цвет, размер. Благодаря использованию данного метода здоровьесберегающих технологий у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья развивается словарный запас и активизируется речь. Он также способствует преодолению коммуникативных нарушений.

Физкультминутки. Для поддержания работоспособности и интереса детей к занятиям, снижения утомляемости и отвлекаемости педагоги используют специальные упражнения, направленные на развитие координации речи с движениями. Эта форма двигательной активности является необходимым условием для сохранения здоровья детей, обеспечивая смену и чередование видов деятельности, снятию мышечного и нервного напряжения, улучшению кровообращения, созданию эмоционально-положительного фона на занятии, повышению мотивации [1]. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворными текстами или выполняются под музыку. Их длительность составляет 1–3 мин. Они также могут включать в себя элементы других методов (пальчиковой или артикуляционной гимнастики, психогимнастики и т. п.). Физкультминутки могут быть проведены в форме релаксационных упражнений, которые представляют собой комплекс специальных расслабляющих упражнений, способствующих снятию напряжения мышц тела.

Психогимнастика. Этот метод также относят к здоровьесберегающим, поскольку она способствует укреплению и профилактике нарушений психологического здоровья детей с ОВЗ. Цель психогимнастики заключается в следующем: обеспечение психологической разрядки, развитие познавательной и эмоциональной сферы, нормализация состояний детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами, коррекция отклонений в поведении или характере [3]. Для реализации этой цели можно использовать различные этюды, направленные на развитие выразительности жестов, выражение и сопоставление эмоций и черт характера. Обязательным условием при этом является обсуждение и вербализация рассматриваемого материала. То есть, жесты должны быть объяснены, эмоции и черты характера названы и обсуждены с точки зрения нравственных норм, озвучены выводы.

Также важно отметить, что сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность занятий по развитию речи, проводимых с детьми с ОВЗ.

Одним из эффективных средств в коррекционной работе педагога по развитию речи призвана логоритмика. Она стимулирует речевую активность детей с ОВЗ. Многими педагогами используются такие приемы, как «договори слово», звукоподражания, а также чтение стихов с движением.

Использование шумовых цилиндров из системы М. Монтессори направлено на развитие и коррекцию слухового восприятия. Благодаря применению данных методов идет развитие фонематического слуха, который, в свою очередь, является необходимым условием при последующей подготовке к обучению грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкотерапия — это воздействие посредством музыки. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения темпа движений, что нужно детям c ОВЗ, страдающим темповыми расстройствами речи, либо детям с проявлениями повышенной двигательной расторможенности [1].

Анималотерапия — это метод оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ через взаимодействие с животными [3]. Многими исследователями данной области доказано, что анималотерапия способствует коррекции и психическому развитию ребенка, устранению речевых нарушений, а также совершенствованию навыков детей с уже имеющимися речевыми недостатками.

Таким образом, применение вышеперечисленных методов и приемов здоровьесберегающих технологий способствует достижению положительных результатов. У детей с ОВЗ нормализуется мышечный тонус органов артикуляции, активизируются речевые функции, повышается работоспособность, улучшается соматическое состояние, улучшается внимание, снижается эмоциональное напряжение и тревожность. Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность воспитателя, с нашей точки зрения, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствуя сохранению и укреплению здоровья, с одной стороны, и оказывая положительное влияние на активизацию и коррекцию речи детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой.

Литература:

  1. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 114–117.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И. — М.:«ВАКО», 2014г.
  3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. — 2015. — № 4. — С. 61–65.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, пальчиковая гимнастика, развитие речи, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, развитие, ребенок, дыхательная гимнастика, инклюзивное образование, необходимое условие.


Похожие статьи

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Похожие статьи

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи, изучаемой технологии. Рассмот...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

Задать вопрос