Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 1024 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66710/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

The article describes the possibility of using mnemonics techniques in the classroom for the development of speech of preschool children.

Keywords:speech, speech development, educational technology, mnemonics, namocatcat, nematologica, memorablia.

Чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Главным образом процесс общения осуществляется посредством речи. Речь не дана человеку с рождения, ее нужно формировать. Самые значительные речевые изменения происходят в возрасте от трех до семи лет. В этот период формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая стороны речи. Поэтому развитие речи выступает одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основополагающая цель речевого развития в дошкольной образовательной организации — это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками на основе овладения литературным языком. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие предусматривает решение следующих задач:

– овладение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1]

Для реализации вышеперечисленных задач педагогу необходимо использовать не только традиционные методы, средства, методики, технологии, но и внедрять в образовательный процесс разнообразные инновационные педагогические технологии, которые способствовали бы наиболее эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых умений и навыков. Одной из таких технологий выступает мнемотехника.

Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon», которое переводится как «искусство запоминания». Считается, что данное слово придумал Пифагор Самосский в VI веке до н. э. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери девяти муз [2].

В современной трактовке «мнемотехника» определяется как система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти с помощью образования искусственных ассоциаций [3].

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку своеобразным помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами [7].

Как любая педагогическая технология, «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Поэтому необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Далее следует переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратовмнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. Следующая ступень — это мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, которая состоит из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание рассказа, сказки и др.) [6].

Первоначально мнемотаблицы составляются воспитателями, родителями, а потом к этому процессу можно подключить и самого ребенка, что будет способствовать не только развитию его памяти, но и развитию его фантазии, визуализации образов. Процесс изготовления подобных картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей — необходимо нарисовать символические изображения предметов или объектов. Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Но при этом важно учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы. Так, для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста они должны быть цветными. Для старших дошкольников желательно рисовать в одном цвете, чтобы дети обращали внимание не на яркость картинки, а на то, что на ней изображено, какую информацию она несет. Также при создании мнемотаблиц, необходимо обратить внимание и на количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших — от девяти до шестнадцати. Важно помнить также еще и то, что само изображение должно быть хорошо знакомо и понятно детям, должно отображать образ предмета [8].

Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи выступают в качестве дидактического материала. Они могут быть использованы в процессе обучения составлению описательных рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, а также при заучивании стихотворений, пословиц. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения содержания литературных произведений [9]. Существенную роль они также играют и в обогащении словарного запаса дошкольников. На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будем долго и напрасно мучиться на ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету» [4].

На занятиях по развитию речи работа с мнемотаблицами осуществляется поэтапно. Сначала детей необходимо познакомить с символами. Дети учатся находить слова, спрятавшиеся в картинках. На следующем этапе дошкольники пробуют читать готовые предложения. Поначалу им предоставляют простые предложения, состоящие из 2–3 слов, далее количество слов увеличивается, а также добавляются предлоги. Следующая ступень — это составление детьми предложений из карточек-символов (мнемоквадратов). После этого дошкольники учатся составлять рассказы из готовых предложений. А в старшем возрасте они уже сами могут составлять мнемосхемы под руководством воспитателя, что непосредственно способствует развитию фантазии, мышления детей [8].

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Приемы мнемотехники также имеют место быть при ознакомлении воспитанников с художественной литературой, что помогает им лучше усвоить содержание произведения [5].

В результате изучения технологии «Мнемотехника» в соответствии с вышеописанными требованиями мною были разработаны мнемотаблицы для ознакомления детей младшей группы детского сада с русскими народными сказками. В форме мнемотаблиц были проиллюстрированы такие сказки как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди». Каждая из мнемотаблиц выполнена в цветной печати на листе размера А4, некоторые из них составлены из картинок в виде коллажа, а некоторые — нарисованы схематично, на обратной стороне каждой мнемотаблицы размещен текст сказки. Данная разработка может быть использована на занятиях по развитию речи при ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками, как в младшей группе, так и в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с дошкольниками такой педагогической технологии как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют обогащению словаря, развитию связной речи, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и содействуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников, а также являются доступным средством познания окружающего мира.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.;
  2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М., 2002г.;
  3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.;
  4. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. — М., 1948. -Т.6. С.267–268;
  5. Возлеева Ю. Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-mnemotehnika-v-obucheni-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html;
  6. Галямова Л. Семинар для педагогов «Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-dlja-pedagogov-ispolzovanie-tehnologi-mnemotehnika-v-obrazovatelnom-procese-dou.html;
  7. Кожевникова Е. Консультация «Что такое мнемотехника?» [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-mnemotehnika.html;
  8. Тарлыкова Н. Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-pri-mov-mnemotehniki-dlja-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-516529.html;
  9. Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/uchim-detei-sviaznoi-rechi-s-pomoshchiu-mnemotekhn.html.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, ребенок, слово, дошкольный возраст, педагогическая технология, детская литература, заучивание стихотворений, младшая группа, речевое развитие, художественная литература.


Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Задать вопрос