В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные технологии.
The article describes modern gaming technologies and their use in the development of speech of preschool children.
Keywords: speech, speech development, modern gaming technology, innovative technology.
Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует со среднего дошкольного возраста (4–5 лет).
На современном этапе дошкольного образования игровые технологии пользуются большим успехом у педагогов, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что игра оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения детей. Благодаря использованию игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным.
Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции, которые выполняет игра: развлекательная, диагностическая, коммуникативная, терапевтическая, функция самореализации, функция коррекции, функция социализации.
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст.
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст. К игровым технологиям относятся: дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы при заучивании стихотворений, игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР), игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Рассмотрим более подробно каждую категорию игр.
Дидактические игры. Они являются основным видом игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Существует несколько видов дидактических игр: игры с наглядным материалом, словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры, специальные лексические упражнения.
Большинство задач речевого развития дошкольников реализовываются посредством театрализованной игры. Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры — драматизации.
В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты, мимика и пантомимика. Существует несколько видов драматизации: игры — имитации образов животных, людей, героев литературных произведений, ролевые диалоги на основе текста, инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению, игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.
В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — дошкольник организует деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Используются такие виды театра, как настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек, театр теней и т. д.
Однимиз эффективных средств переключения ребенка — дошкольника с одного вида деятельности на другой являются пальчиковые игры. Проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной. Например:
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем).
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий!
Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем).
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу).
Игровые приемы при заучивании стихотворений. Рассказывая стихотворение, ребенок воспроизводит сюжет с помощью слов, мимики и жестов. При разучивании различных детских потешек, прибауток ребенок учится не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР). Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию, которая может обозначать удивление, вопрос или испуг.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он постепенно знакомится с терминами «звук» и «слово».
Нами было создано и разработано дидактическое пособие, которое представляет собой фетровую книгу «Развивайка». Она может быть использована в работе по развитию речи с детьми раннего, а также дошкольного возраста. Каждая страница имеет свой цвет (за основу взяты цвета радуги, на страницах расположены предметы, сшитые из фетра, которые соответствуют данному цвету, например, красный: помидор, клубника, божья коровка и т. д., зеленый: лягушка, трава, яблоко и т. д. При помощи данного пособия у ребенка появляется возможность познакомиться с основными цветами, цветами радуги, закрепить знания и цвете. При знакомстве с определенным цветом, малыш узнает, какие предметы бывают такого же цвета. Главным преимуществом данной книги является то, что в процессе обучения с ее помощью у ребенка развивается речь, он учится строить предложения, обогащается словарный запас, а так же развивается мелкая моторика рук, так как каждый предмет, который представлен в книжке, имеет свойство трансформироваться, «перемещаться» с одной страницы на другую с помощью специальных заклепок.
Мы можем сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Все дети проявляют активность, данный процесс активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, сравнивать предметы по признакам и свойствам, систематизировать накопленные знания.
Литература:
- Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012 г.
- Тимофеева Е. Г. Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников». 2017 г.