В настоящей статье осуществляется оценка правовой регламентации оценки воздействия на окружающую среду. Рассматриваются различные нормативные правовые акты, регулирующие вышеназванную сферу. Исследуются имеющиеся проблемы в данной отрасли, предложены пути их решения.
Ключевые слова: окружающая среда, оценка воздействия, нормативный акт, закон.
Оценка воздействия на окружающую среду в настоящее время является одной из самых распространенных процедур, которая осуществляется в ходе оценки планируемой деятельности. Для наиболее широкого ее понимания необходимо рассмотреть ряд нормативных правовых актов, которые являются законодательной основой деятельности ОВОС. Напомним, что суть оценки заключается в прогнозировании возможных экологических, экономических и иных последствий, принятии на основе этих данных соответствующего решения.
Оценка воздействия на окружающую среду определяется как процесс. Данное положение закреплено нормативно в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [1]. Вышеупомянутый документ определяет ОВОС в качестве процесса, который осуществляется в целях принятия решения о реализации определенной деятельности, заключающийся в оценке негативного воздействия и возможных последствий для окружающей среды.
Отметим, что вышеназванное Положение является достаточно устойчивым нормативным правовым актом, в который с 2000 г. не вносились изменения. Нормы данного документа не утратили своей актуальности по настоящий день, а процесс ОВОС соответствует современным научным подходам. С другой стороны, отметим, что подобная стабильность имеет и обратную сторону: отсутствует какое-либо развитие интересующей нас области.
Обладающие соответствующими полномочиями министерства и ведомства не производят обобщение практики осуществления ОВОС, не дают каких-либо практических рекомендаций.
Анализ ситуации, которая сложилась в настоящее время с ОВОС требует вмешательства со стороны государства с точки зрения обновления действующих норм и законов.
В 2014 году был разработан и принят закон, который внес изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» и иные законодательные акты России [2]. Данный акт предусматривал обязанность внести изменения, касающиеся охраны окружающей среды [3]. Однако подобная инициатива должна коснуться не только самого природоохранного законодательства, но и источников, не являющимися специальными по отношению к ОВОС. Речь идет об актах, являющихся общими, основными: Конституция России, законы, Указы Президента, акты органов исполнительной власти.
В современный период на качественно разработанную правовую регламентацию рассматриваемой сферы делают основной упор. Представляется, что именно комплекс правовых и экономических мер сможет оказать воздействие на борьбу с загрязнением окружающей среды.
Следующим нормативным актом, который необходимо рассмотреть, выступает ФЗ «Об охране окружающей среды» [3]. Отметим, что закон обязывает осуществлять оценку воздействия на окружающую среду в отношении любой деятельности, будь то хозяйственная или иная. Такое изложение нормы дает возможность широкого толкования, что не позволяет выяснить круг объектов, которые необходимо исследовать.
Закон, обозначенный выше, содержит отсылочную на Положение об ОВОС, нормы которого считаем необходимым рассмотреть. Речь идет о требованиях к материалам, которые относятся к ОВОС. Обобщим основные положения рассматриваемой нормы:
1) материалы представляются на всех этапах, свидетельствующих о возможном осуществлении конкретной деятельности;
2) материалы должны включать в себя резюме, имеющее нетехнический характер, и содержащее выводы об оценке воздействия на окружающую среду;
3) состав материалов зависит от предполагаемой деятельности;
4) степень полноты оценки зависит от осуществляемой деятельности и от региона.
Следующим актом, выступающим средством правового регулирования ОВОС, является ФЗ «Об экологической экспертизе» [4]. Данная процедура определяется как соответствие документации предъявляемым требованиям в области охраны окружающей среды. Осуществляется с целью противодействия негативному на нее воздействию.
Кроме вышеназванных законов, существует ряд подзаконных актов, которые осуществляют регулирование отношений, складывающихся в связи с ОВОС. Например, Постановление Правительства РФ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» [5]. Отметим, что под негативным воздействием понимают следующие виды деятельности:
1) выбросы в воздух;
2) сбросы в водные объекты;
3) хранение, захоронение отходов, связанных с производством или потреблением.
Кроме того, Правительство разрабатывает различные проекты, которые пока не вступили в законную силу. Отметим, что в настоящее время опубликован подобный акт, в соответствии с которым с 1 января 2021 года Положение об ОВОС подлежит отмене [6]. Представляется, что вышеназванный акт, действующий уже много лет, является одним из основных в законодательстве об оценке воздействия на окружающую среду. Осуществление отмены Положения возможно только при условии, что подготовлен новый модернизированный корпус нормативных актов, детально регулирующий ОВОС. В настоящее время такого массива актов не существует, а значит единственным реально действующим правовым источником является вышеупомянутое Положение.
Таким образом, правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду в настоящее время является отраслью, которая подлежит изменению, причем коренным образом. Подобное изменение заключается в отмене акта, действующего с 2000 года — Положения об ОВОС. Однако действительно ли существует подобная необходимость — вопрос, требующий разрешения.
Литература:
- КонсультантПлюс // Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2000 N 2302). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27864/ (дата обращения: 24.01.2020).
- КонсультантПлюс // Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” от 29.12.2014 N 458-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172948/ (дата обращения: 24.01.2020).
- КонсультантПлюс // Федеральный закон «Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 24.01.2020).
- КонсультантПлюс // Федеральный закон «Об экологической экспертизе” от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ (дата обращения: 24.01.2020).
- КонсультантПлюс // Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 27.12.2019) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду”) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213744/ (дата обращения: 24.01.2020).
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=97282 (дата обращения: 24.01.2020).