Юнгианская песочная терапия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 28.01.2020

Статья просмотрена: 921 раз

Библиографическое описание:

Зинуров, М. Р. Юнгианская песочная терапия / М. Р. Зинуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66897/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вданной статье автор подчёркивает популярность, глубиной психологии, дополнительно рассматривая такой метод работы в консультировании, как юнгианская песочная терапия. Также автор предпринимает попытки разобраться, почему глубинная психология, будучи такой популярной среди людей вызывает скептическое отношение научного сообщества.

Ключевые слова: глубинная психология, песочная терапия, психоанализ, юнгианская песочная терапия.

На сегодняшний день наблюдается всеобщая тенденция к психоанализу. Нет такого человека, который бы не слышал фамилию З. Фрейда. Выражаясь языком моды, с уверенностью можно сказать, что психоанализ в «тренде». Большое количество групп в социальных сетях, огромное количество книг, и несметное количество тренингов только подтверждают популярность глубинной психологии. Более того, у большинства людей не знакомых с психологией образовалась прочная ассоциация психология ─ психоанализ.

Столь неоправданную ассоциацию можно объяснить следующими фактами. Во-первых, глубинная психология, на мой взгляд, имеет полное право называться одним из самых древних методов, с помощью которого предопределялись попытки разобраться в психике человека. Во-вторых, это лёгкость выдвигаемых теорий. Бессознательное невероятно сложно изучить, следовательно, этот факт даёт возможность для «полёта» фантазий и выстраивания фундаментальных теорий. Вследствие этого образуется третий фактор, который сделал глубинную психологию, в общем, и психоанализ в частности, очень популярными среди начинающих психологов и среди людей далёких от психологии. Это простота или лёгкость восприятия материала. Так как нет доказательной базы, да и в принципе как таковых научных рамок. Не нужно учить сложные термины, не надо разбираться в доказательной базе. Просто изучаем то, что наукой на сегодняшний день сложно изучить.… Наш мозг очень не любит выполнять сложную деятельность, а вот желание показать себя сведущим есть у каждого человека. Об этом писал ещё А. Маслоу. То есть потребность в уважении других людей присутствует, а желание напрягаться, нет. Этим легко объяснить такое тяготение простых людей далёких от психологии к психоанализу. Также, по моему мнению, есть ещё один факт, который привлекает людей к психоанализу. Это можно связать с социологической теорией стигматизации И. Гофмана. Согласно этой теории люди имеют свойства навешивать «ярлыки» друг на друга. Скорее всего, это не свойство, а потребность. А глубинная психология, как ни одно из направлений часто этим пользуется. К примеру, интроверт ─ экстраверт, 12 типов личности, учения о темпераментах, комплексы (комплекс превосходства, неполноценности), MMPI, теории личности и т. п.

Однако, не смотря на критику глубинной психологии некоторые методы работы, которые, на мой взгляд, действенны, вызывают интерес. К примеру, психоаналитическая теория К. Юнга. Именно эта теория, образовавшаяся в русле глубиной психологии, заинтересовывала Л. С. Выготского и А. Р. Лурию. Сама теория Выготского имеет некоторые соприкосновения с теорией К. Юнга о коллективном бессознательном. Да и в целом методы работы, которыми пользуется юнгианцы (последователи К. Юнга) очень демократичны и ставят своей целью разобраться с имеющейся проблемой. Одним из таких методов, который опробован мной лично, является метод юнгианской песочной терапии. И хотя сам К. Юнг напрямую не соприкасался с этим методом, именно в контексте аналитической психологии «песочница» образовалась как самостоятельный метод консультирования, а не просто инструмент.

Основной принцип песочной терапии — это «создание свободного и защищенного пространства». Создателем данного метода в рамках аналитической теории является Д. Калфф. Хотя сами истоки «песочницы» берут своё начало из книги известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу», и от детского психиатра М. Лоуэнфелд.

Основное назначение юнгианской песочной терапии это дать возможность не только выразить и скорректировать тяготящие чувства клиента, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции. Сама Д. Калфф пишет: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» [3]. Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 x 70 x 10. Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет и служит символом бессознательного. Также необходимо большое разнообразие фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или отталкивает. В ходе сеанса сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как клиент это сделает, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.

Необходимо отметить, что методика песочной терапии изначально придумывалась для детей, однако она хорошо работает и со взрослыми. С её помощью можно «вытащить» очень глубокие комплексы и осознать их. Также работа с песком помогает и чувственно волевой сфере. Например, бывают случаи, что на первом сеансе даже не выставляются фигурки, а клиент просто трогает песок. Это может свидетельствовать о высоком напряжении человека. Или бывает, что клиент говорит излишне много. Это может говорить о серьёзных внутренних переживаниях клиента. Благодаря «подносу» можно выплеснуть все эмоции не боясь осуждения. Впрочем, данный инструмент нельзя считать универсальным. Он не подходит для людей с нарушенной психикой или с нарушенным мышлением.

Самое сложное в юнгианской песочной терапии это выполнять функцию сосуда-сдерживателя. Поэтому данная методика может не только не подойти клиенту, но прежде всего она может не подойти психотерапевту. В частности, фигурки и сам поднос являются неким продолжением, частью личности консультанта. Причём очень важно чтобы эта часть была стойкой и относилась к клиенту без осуждения. Например, бывает такое, особенно с детьми, что фигурка могла в ходе консультации сломаться. И здесь консультанту очень важно никак на это не отреагировать. Прежде всего, здесь важны чувства клиента, а не психотерапевта.

В заключение можно сказать, что, к сожалению, глубинная психология зарекомендовала себя в научных кругах как «шарлатанская». Прежде всего, это связано не только с отсутствием доказательной базы, а по моему мнению, со сложностью данного вида психологической помощи. Слишком тонкие грани для работы в данном направлении. В дополнение отсутствие профессионализма у тех людей, которые называют себя представителями глубиной психологии и аналитического подхода только усугубляет оценку глубиной психологии как ненаучной. Сейчас становится популярным, прежде всего в странах Запада, в медицине лечить не столько тело, сколько психику человека. Образовываются новые направления по типу биохакинга. Не прекращаются споры о бессознательном. И пускай учёные не сходятся во мнениях и отзываются о работах своих коллег негативно, хочется верить, что прогресс выведет человечество к результату, как это было всегда.

Литература:

  1. Вудман М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.
  3. Трошихина Е. Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии. — СПб.: Питер, 2014. — 256 с.
  4. Юнг К. Г. Психология переноса / Пер. с англ. — М.: Рефл-бук, 1997а.
  5. Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2003.
  6. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное / Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 1997 б.
Основные термины (генерируются автоматически): глубинная психология, песочная терапия, доказательная база, метод работы, MMPI, клиент, мое мнение, мой взгляд, психика человека, психоанализ.


Ключевые слова

психоанализ, песочная терапия, глубинная психология, юнгианская песочная терапия

Похожие статьи

Методы развития эмоционального интеллекта у студентов колледжа

В наше время концепция развития эмоционального интеллекта набирает популярность и до сих пор является одной из главных проблем психологии. Некоторые авторы утверждают, что ЭИ имеет большую прогностическую значимость и все проведенные исследования мож...

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов

В этой статье идет речь о влиянии типов привязанности на социальную адаптацию студентов. В статье дается определение понятия «социальная адаптация», рассматривается типология привязанностей и приводится анализ статических данных опроса.

Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов

В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Основные принципы конструирования дискурса современных зоозащитных организаций

Общая гуманизация и появление новых исследований, сконцентрированных на животных, привели к появлению новых институтов для заботы о животных, вместе с которыми появляются и зоозащитники. Существует ряд сообществ и различных организаций, которые были ...

Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики

В статье рассматриваются фундаментальные труды известных ученых, позволяющих оценить риски не только с помощью классических методов, но и используя совершенно новые, экспериментальные методы и критерии. Особое внимание в статье уделено анализу «Теори...

Похожие статьи

Методы развития эмоционального интеллекта у студентов колледжа

В наше время концепция развития эмоционального интеллекта набирает популярность и до сих пор является одной из главных проблем психологии. Некоторые авторы утверждают, что ЭИ имеет большую прогностическую значимость и все проведенные исследования мож...

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов

В этой статье идет речь о влиянии типов привязанности на социальную адаптацию студентов. В статье дается определение понятия «социальная адаптация», рассматривается типология привязанностей и приводится анализ статических данных опроса.

Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов

В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Основные принципы конструирования дискурса современных зоозащитных организаций

Общая гуманизация и появление новых исследований, сконцентрированных на животных, привели к появлению новых институтов для заботы о животных, вместе с которыми появляются и зоозащитники. Существует ряд сообществ и различных организаций, которые были ...

Теория перспектив как основополагающий элемент поведенческой экономики

В статье рассматриваются фундаментальные труды известных ученых, позволяющих оценить риски не только с помощью классических методов, но и используя совершенно новые, экспериментальные методы и критерии. Особое внимание в статье уделено анализу «Теори...

Задать вопрос