В статье автор рассматривает основные определения, которые содействуют становлению основных стратегий усиления конкурентоспособности организации.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.
Стремление к повышению прибыли и усовершенствованию хозяйственной деятельности, усилению мощностей производства и увеличению занимаемой части на рынке, обычно всё это является неотъемлемыми целями ведущих организаций и индивидуальных предпринимателей.
В связи с данными целями возникает конкурентное соперничество за лучшие условия производства и сбыта услуг и товаров.
Конкуренция — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей [1, с.58].
Характерное определение конкуренции в предпринимательстве представляет собой массовое соперничество, сопровождение личных интересов и экономическое выживание.
Конкурентоспособность организации условная особенность, которая проявляет разницу определённой организации от конкурентов в области удовлетворения потребностей покупателей-потребителей.
Конкурентоспособность, как правило, отражает степень развития организации в соответствии со степенью развития организации-конкурента.
Любая организация обладает своими достижениями, которые стимулируют её к благополучному формированию и упрочнению своего места на рынке. Преобладание перед конкурентами оказывает устойчивое конкурентное преимущество за счёт некой уникальной ценности, которой наделена организация. Выдающиеся качества присутствуют во взаимозависимости с эффективностью применения всевозможных ресурсов в процессе изготовления, реализации и дальнейшего ублажения необходимостей покупателей [2, с.36].
Основное качество конкурентоспособности имеет место быть в разработке стратегии для увеличения значения конкурентоспособности — конкурентоспособная стратегия. Это сочетание основ работы организации и её корреляции с наружным и внутренним миром, многообещающих целей фирмы. Конкурентоспособная стратегия разрабатывается в форме намерения или же программы, которые ориентированы на достижение стратегических целей.
Основные 4 виды стратегий, выраженные ведущими исследователями-экономистами:
– стратегии концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта;
– стратегии интегрированного роста, т. е. стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение новой собственности, усиление контроля над поставщиками, создание дочерних организаций);
– стратегии диверсификационного роста, т. е. стратегия горизонтальной диверсификации (реализуется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках конкретной отрасли);
– стратегии сокращения, т. е. стратегия ликвидации, стратегия сокращения чего-либо.
Присутствие четких познаний и подлинных данных о строении рынка, сущности конкуренции на нем, а еще оценка внутренних возможностей фирмы и формирование конкурентных, выдающиеся качеств и основных позиций на рынке конкретной отрасли, всё это является сущностью действенной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства [5, с. 181].
На рис. 1. проиллюстрированы факторы, оказывающие влияние на подбор стратегии для увеличения конкурентоспособности организации.
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на подбор стратегии для увеличения конкурентоспособности организации
Особо важна разработка стратегии реагирования на изменчивость рыночной среды, путём исследования всевозможных методик закрепления организацией собственных позиций на рынке. На уровне организации в длительном периоде конкурентоспособная стратегия регулирует следующие задачи:
– анализ особенностей внешней и внутренней среды и сравнение их с реальными и будущими возможностями предприятия, а также определение направлений экономического развития и структурных преобразований на предприятии;
– контроль за внешними и внутренними преобразованиями, влияющими на деятельность предприятия;
– продвижение основных идей и нововведений, способствуя их развитию и восприятию кадровым персоналом, заинтересованных в существовании, функционировании и достижении целей предприятия.
На основе исследований российских и зарубежных ученых-экономистов выделяются несколько базовых стратегий повышения конкурентоспособности [4, с. 241]:
- Стратегия лидерства на основе низких издержек. То есть превосходство в расходах перед соперниками, а еще вероятность оказаться поставщиком на рынок больше недорогих продуктов. Дефект стратегии имеет место быть в противодействии таких моментов, как инфляция, изменчивость законодательства, недостаток ресурсов.
- Стратегия индивидуализации. Индивидуализация — это намерение устроить продукцию организации оригинальной. Например, дабы она прибыльно выделялась от продуктов соперников и за счет всего стала больше симпатичной для широкого круга клиентов. Стратегия станет удачной, если будут исследованы необходимости потребителей-покупателей.
- Стратегии концентрации на рыночной нише. Стратегия ориентирована на концентрацию интереса на конкретном разделе рынка. Задача произвести обслуживание лучше, чем это проделывают соперники.
- Стратегия лучшей цены. При предложенной стратегии нужно хитросплетение невысоких потерь и высочайшее качество. Дабы стать изготовителем с лучшей ценой, предприятию нужно гарантировать высочайшее качество продукции и придать ей уникальные качества при более низких, в сопоставлении с соперниками, издержках [3, с. 121].
- Стратегия инновации. Инновации — это публичный, технический, финансовый процесс, который сквозь практическое внедрение концепции и изобретений приводит к созданию наилучших товаров и технологий. Направленные на инновационную работу организации обязаны располагать высококвалифицированным персоналом, необходимыми экономическими ресурсами для производства и выхода инноваций на рынок [4, с. 67].
- Стратегия фокусирования. Применяется, чаще всего, некрупными и маленькими организациями, которые организуют собственную работу лишь только на одном разделе рынка и находятся в маленьких населенных пунктах, т. е. деятельность ориентирована на конкретный круг клиентов.
Элементами стратегии поддерживания конкурентоспособности организации считаются: товарно-рыночная стратегия, ресурсно-рыночная стратегия, технологическая стратегия, интеграционная стратегия, инвестиционно-финансовая стратегия, общественная стратегия, управленческая стратегия более подробно представлены на рис. 2.
Рис. 2. Конкурентные стратегии предприятия
Реализация конкурентной стратегии предприятия периодически сталкивается с проблемами и необходимостью корректировки действий в зависимости от изменений внешней среды, которые не поддаются контролю. Поэтому после разработки стратегии внедряется система оперативного управления реализацией данной стратегией. Эффективное управление реализацией стратегии выполняет следующие базовые функции: планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль [4, с. 89].
Подводя итоги можно сделать вывод, что конкуренция представляет собой непрекращающийся отбор и формирование благоприятных положений для товаропроизводителя, продавца и заказчика. Чтобы быть конкурентоспособным необходимо превосходить своих оппонентов-конкурентов в угождении спроса потребителей, их потребностей, реализации. Обычно, в долгосрочной перспективе разрабатывается стратегия, которая необходима для сохранения показателя конкурентности и задаётся в конкретном назначении и описывается в плане, практических мероприятиях, вследствие представленных в ходе действия их осуществления. Описанные ранее стратегии могут работать как ориентир перспективной работы организации, обусловленной её степенью конкурентоспособности, в общем, и её конкретных комплектующих. Замечено, что особенно часто стратегии применяются комплексно, сочетаясь рационально. Благодаря многочисленным исследованиям эксперты уверены, что ещё ни одной организации не удалось преуспеть над конкурентами полностью по всем показателям.
В связи с этим, для формирования усиления конкурентного превосходства требуется конкретная последовательность преимуществ и выработка стратегий, которые лучше всех подстроятся под надлежащую конъектуру рынка.
Литература:
- Аренков И. А., Салихова Я. Ю., Гаврилова М. А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2011. — № 4 (40). — С. 1–2.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ стратегии и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. — 121 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
- Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат, 1993. — 302 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 600 с.