В данной статье рассматривается необходимость законодательного определения в качестве самостоятельного субъекта градостроительных отношений объединение граждан.
Ключевые слова: градостроительная деятельность, субъект градостроительной деятельности, Градостроительный кодекс, объединение граждан, права, законные интересы.
Действующий Градостроительный кодекс РФ не содержит отдельной статьи, регламентирующей субъектный состав градостроительной деятельности, однако исходя из анализа норм рассматриваемого нормативно-правового акта можно сделать вывод что в качестве таковых законодатель признает следующих субъектов:
– Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования от имени которых соответственно выступают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции;
– физические и юридические лица, являющиеся застройщиками, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также иностранные физические и юридические лица, осуществляющие градостроительную деятельность как застройщики, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков;
– физические и юридические лица, выступающие в качестве подрядчиков на выполнение конкретных видов работ;
– физические и юридические лица, государственные образования, выступающие в качестве заказчиков;
– саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
– государственные органы и учреждения, осуществляющие контрольно-надзорные, экспертные и регистрационные функции [1].
В настоящее время в доктрине имеется позиция, которая направлена на расширение круга субъектов градостроительной деятельности. В частности, Гурнак Е. В. в качестве первичного субъекта градостроительных отношений выделяет городское сообщество, и предлагает отнести его к субъектам градостроительных отношений [5, c. 10].
По пути расширения субъектного состава градостроительных отношений идут и законодательные органы некоторых субъектов Российской Федерации. В частности, Градостроительный кодекс г. Москвы закрепляет, что субъектами градостроительной деятельности признаются «физические лица и их объединения, юридические лица» [2]. В данном случае очевидно, что в приведенной норме законодатель противопоставляет объединение юридическому лицу. Иными словами, объединение — это группа граждан, не обладающая статусом юридического лица.
В качестве одного из участников градостроительных отношений Градостроительный кодекс г. Москвы называет население субъектов РФ и муниципальных образований [2]. Поскольку интересы данных субъектов учитываются при разработке и утверждении нормативов градостроительного проектирования.
Градостроительная деятельность — деятельность, которая находится в непосредственном контакте с определенной территорией и проживающим на ней населением, которое имеет законные права и интересы. Учитывая это обстоятельство, Болтанова Е. С. отмечает необходимость признания в качестве субъектов градостроительных отношений определенное сообщество граждан или социальную общность [3, c. 86]. Характерными чертами такого сообщества (общности) должны выступать общая цель, в сфере градостроительной деятельности, и общность территории, на которой они проживают.
Признание в качестве субъекта градостроительной деятельности объединения граждан, позволит последним обрести определенные права. В частности, обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности в форме — сходов, участия в собраниях, публичных слушаниях, обращения в компетентные органы [4, c. 98].
Как отмечает Болтанова Е. С., образование подобного субъекта будет способствовать обеспечению рационального использования территории, эколого-комфортному проживанию, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, удовлетворению иных общих интересов и достижению общих целей, решению общих задач в градостроительной сфере [3, c. 86].
Однако несмотря на имеющуюся теоретическую обоснованность необходимости выделения такого субъекта градостроительной деятельности, автор приходит к выводу, что данные объединения нельзя признать субъектами, осуществляющими градостроительную деятельность. В связи с чем, предлагает разделить субъектов градостроительной деятельности на две группы — субъекты, непосредственно осуществляющие градостроительную деятельность и субъекты, права и законные интересы которых затрагивает градостроительная деятельность [3, c. 87].
Придерживаясь логики автора в первую группу должны быть включены такие субъекты как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, застройщики, подрядчики, заказчики, саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, инвесторы, научные и творческие объединения в области строительства и государственные органы и учреждения, осуществляющие контрольно-надзорные, экспертные и регистрационные функции. Во вторую, соответственно, сообщества граждан, объединенных общей целью в сфере строительной деятельности и территорией, на которой они проживают.
По-нашему мнению, данная позиция является необоснованной, в части разделения субъектов и не признания объединения граждан в качестве субъекта, осуществляющего градостроительную деятельность.
В качестве одного из принципов градостроительной деятельности, действующее законодательство, ставит принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия [1].
Если обратиться к Градостроительному кодексу РФ, в нем неоднократно упоминается объединение граждан. В частности, одной из задач территориального планирования является «обеспечение учета интересов граждан и их объединений», а также одним из оснований внесения изменений в правила землепользования и застройки является «не реализация прав и законных интересов граждан и их объединений». При этом согласно статье 33 рассматриваемого акта в последнем случае «предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются… физическими или юридическими лицами в инициативном порядке» [1]. То есть Кодекс в определенной степени признает объединение граждан самостоятельным участником градостроительной деятельности и отчасти наделяет их правами для защиты своих законных интересов.
На основании изложенного мы приходим к выводу, что граждане и их объединения являются субъектами, которые непосредственно осуществляют градостроительную деятельность, а не лицами, права и интересы которых затрагивает градостроительная деятельность. Объединение граждан — самостоятельный участник градостроительной деятельности, который уже в определенной степени наделен правами в рассматриваемой сфере.
В части определения признаков мы согласны с Болтановой Е. С. — объединение, которое имеет общую цель и общую территорию проживания.
Юридическим основанием для включения гражданина в состав объединения, являющегося участником градостроительной деятельности, может выступать возникновение права собственности на недвижимое имущество, факт регистрации гражданина по месту проживания (пребывания) на определенной территории.
Мы считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство и определить субъектный состав градостроительной деятельности, определить требования, предъявляемые к объединениям граждан, как субъектов градостроительной деятельности, определить юридические основания для включения гражданина в объединение и наделить данные объединения субъективными правами и юридическими обязанностями.
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2020).
- Градостроительный кодекс города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2020).
- Болтанова Е. Л. Виды и состав градостроительных правоотношений // Журнал российского права. 2017. — № 10. — С. 81–91.
- Гурнак Е. В. Городское сообщество как субъект градостроительных отношений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 11. — С. 96–100.
- Гурнак Е. В. Права городского сообщества в сфере градостроительной деятельности: теория и практика реализации (на примере городских округов): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2013. — 28 с.