Пальчиковые и жестовые игры — это игры, содержание которых, заключается в изображении разных стихотворений, песенок, потешек, прибауток при помощи рук и пальцев.
Применение этих игр в деятельности ребёнка, дает нагрузку на моторику рук и пальцев, а это помогает развивать более тонкие, дифференцированные движения, влиять на развитие тактильных чувств. Известно, что развитие речи у ребенка имеет прямую зависимость от степени формирования тонких движений руки и пальцев. Поэтому, наличие связи между движениями различных частей человеческого тела с корой головного мозга, и это особенно важно в отношении пальцев, такие игры способствуют активизации клеток мозга, что в свою очередь помогает развиваться разговорной речи и мышлению в целом. И сам интеллект ребенка имеет естественное развитие.
Пальчиковые и жестовые игры имеют способность организовывать детей с интеллектуальной недостаточностью, концентрировать их внимание на главном. Действие ребенка в таких играх основано на подражании поведению педагога. Одновременно, в течение некоторого времени педагог использует в игре с детьми одни и те же игры, при этом постепенно вводятся новые игры.
Прекрасный материал для пальчиковых игр — это народные, современные детские песни, потешки, стихи, прибаутки и т. д.
Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью. В таких играх, с другими детьми и педагогами, ребёнок использует и развивает многие свои качества и способности:
- Улучшаются координационно-двигательные способности.
- Развивается двигательно-слуховое восприятие, улучшается речь.
- Формируются навыки вербального и невербального общения.
- Ребёнок учится думать, сравнивать, выбирать правильное решение.
Многочисленные исследования врачей и психологов показали, что дети с интеллектуальной недостаточностью, занимающиеся музыкой, дают положительную динамику в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние лого ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. А ритмические игры создают положительный эффект для социализации и адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между педагогом и ребёнком, а также являются прекрасной подготовкой для дальнейшего жизненного опыта и обучения в школе.
Программа и содержание занятий.
Цель программы:
Способствовать социализации, адаптации и общему развитию детей средствами музыкально-игровой деятельности.
Задачи программы:
– Оказывать на детей всестороннее коррекционное воздействие, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
– — Воспитывать у детей правильное отношение к окружающему миру, расширять представление о различных явлениях природы, о жизни животных и насекомых.
В занятия включены:
Пальчиковые игры — оказывают большое влияние на детей, направленны на развитие речи и мелкой и крупной моторики, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться (Методика С. и Е. Железновых). А также лого ритмические упражнения являются одним из самых интересных и доступных логопедических способов решения коррекционных задач и способствуют преодолению основного речевого нарушения, развитию дыхания, голоса, артикуляции, развитию и совершенствованию основных психомоторных качеств (координации, переключаемости внимания, мышечного тонуса) во всех видах моторной сферы;
Подвижные музыкальные игры — дают возможность детям примерить на себя тот или иной образ, попробовать себя в различных ролях. Позволяют лучше узнать друг друга, принимать верное решение, добиваться взаимовыручки, идти на уступки, развивают двигательную активность, координацию движений, практические навыки общения.
Жестовые и подражательные игры — формируют скоординированные двигательные способности, способствуя хорошему физическому и умственному развитию.
Примерное подражательное проведение игры «Жучок»
Цель: учить согласовывать движения рук с текстом.
Перед игрой следует рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением жучка божьей коровки. В тёплый период можно найти и настоящую божью коровку и рассмотреть её поближе, подержать ее в руках. Такое знакомство детям запомнится надолго. Рассказать детям, где живут жучки, чем питаются, как общаются друг с другом, как передвигаются, как добывают пищу, защищаются от врагов. Объяснить, что во время игры лапками жучков будут наши пальчики, а руки будут веточками дерева. Жучки очень любят гулять по деревьям в поисках еды, быстро перебирая маленькими лапками, они перебегают с ветки на ветку.
Божья коровка — это маленькое насекомое. Продолжительность жизни божьей коровки чуть больше года. Тело божьей коровки округлое, спинка красная с чёрными пятнышками, но бывают и других цветов: жёлтые, оранжевые, чёрные. У божьей коровки есть головка, она неподвижна, большие не выпуклые глаза, очень гибкие усики, три пары лапок и крылья. Живут божьи коровки группами на растениях. Питаются тлёй, и тем самым спасают фруктовые деревья от гибели. У божьей коровки есть враги, её могут склевать птицы, съесть пауки или ящерицы. При опасности божья коровка выделяет пахучую жёлтую жидкость, которая отпугивает птиц, а может схитрить и претвориться мёртвой, поджав лапки. Божьи коровки очень быстро умеют летать и могут улететь от врага. Размножаются божьи коровки весной или осенью. Самка откладывает яйца на листьях. Из яиц вылупляются личинки, а из личинок появляются жучки божьей коровки. Божьи коровки теплолюбивые насекомые, поэтому зимой они собираются группами и перелетают в теплые края. Если божьи коровки не улетели, то они впадают в спячку, прячась в корнях деревьев, опалой листве или под сухой корой.
Жучок
- Вот жучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
- Дождик с неба вдруг полил,
- И жуков на землю смыл.
- Солнце стало пригревать,
- Вот жучок ползёт опять,
- А за ним ползут все детки,
- Чтобы погулять на ветке.
Одна из рук — это веточка. Руку — веточку вытягиваем вперёд, пальцы на руке раздвинуты в стороны.
Вторая ручка — это жучок, который гуляет со своими детками «по ветке», быстро перебирая маленькими лапками.
1 — «Жучок» ползает по руке «ветке», быстро перебирая пальцами.
2 — Ладошка одной руки повернута вверх, пальцы сжаты вместе, указательным пальчиком другой руки слегка стучим по ладошке (имитируя капли дождя).
3 — Хлопаем ладонями по коленям.
4 — Руки сложены одна на другую тыльными сторонами, пальцы разведены в стороны, шевелим пальцами (солнышко светит)
5 — Действия, как в первом куплете
6 — «Жучки» ползают по голове.
Литература:
- Железнова Е. С. Аудиопособие. Музыка с мамой. «Веселая логоритмика».
- Железнова Е. С. Наша-то Катюша умная была (Пальчиковые игры) Москва «Карапуз». Серия «Для самых маленьких», 2008.
- Железнова Е. С. Аудиопособие «Методические указания к CD дискам серии «Музыка с мамой»
- Е. Железнова. Паучок ходил по ветке… Москва «Карапуз», 2007.