Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 29.01.2020

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Т. Н. Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. Н. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66905/ (дата обращения: 18.12.2024).



Пальчиковые и жестовые игры — это игры, содержание которых, заключается в изображении разных стихотворений, песенок, потешек, прибауток при помощи рук и пальцев.

Применение этих игр в деятельности ребёнка, дает нагрузку на моторику рук и пальцев, а это помогает развивать более тонкие, дифференцированные движения, влиять на развитие тактильных чувств. Известно, что развитие речи у ребенка имеет прямую зависимость от степени формирования тонких движений руки и пальцев. Поэтому, наличие связи между движениями различных частей человеческого тела с корой головного мозга, и это особенно важно в отношении пальцев, такие игры способствуют активизации клеток мозга, что в свою очередь помогает развиваться разговорной речи и мышлению в целом. И сам интеллект ребенка имеет естественное развитие.

Пальчиковые и жестовые игры имеют способность организовывать детей с интеллектуальной недостаточностью, концентрировать их внимание на главном. Действие ребенка в таких играх основано на подражании поведению педагога. Одновременно, в течение некоторого времени педагог использует в игре с детьми одни и те же игры, при этом постепенно вводятся новые игры.

Прекрасный материал для пальчиковых игр — это народные, современные детские песни, потешки, стихи, прибаутки и т. д.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью. В таких играх, с другими детьми и педагогами, ребёнок использует и развивает многие свои качества и способности:

  1. Улучшаются координационно-двигательные способности.
  2. Развивается двигательно-слуховое восприятие, улучшается речь.
  3. Формируются навыки вербального и невербального общения.
  4. Ребёнок учится думать, сравнивать, выбирать правильное решение.

Многочисленные исследования врачей и психологов показали, что дети с интеллектуальной недостаточностью, занимающиеся музыкой, дают положительную динамику в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние лого ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. А ритмические игры создают положительный эффект для социализации и адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между педагогом и ребёнком, а также являются прекрасной подготовкой для дальнейшего жизненного опыта и обучения в школе.

Программа и содержание занятий.

Цель программы:

Способствовать социализации, адаптации и общему развитию детей средствами музыкально-игровой деятельности.

Задачи программы:

– Оказывать на детей всестороннее коррекционное воздействие, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

– — Воспитывать у детей правильное отношение к окружающему миру, расширять представление о различных явлениях природы, о жизни животных и насекомых.

В занятия включены:

Пальчиковые игры — оказывают большое влияние на детей, направленны на развитие речи и мелкой и крупной моторики, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться (Методика С. и Е. Железновых). А также лого ритмические упражнения являются одним из самых интересных и доступных логопедических способов решения коррекционных задач и способствуют преодолению основного речевого нарушения, развитию дыхания, голоса, артикуляции, развитию и совершенствованию основных психомоторных качеств (координации, переключаемости внимания, мышечного тонуса) во всех видах моторной сферы;

Подвижные музыкальные игры — дают возможность детям примерить на себя тот или иной образ, попробовать себя в различных ролях. Позволяют лучше узнать друг друга, принимать верное решение, добиваться взаимовыручки, идти на уступки, развивают двигательную активность, координацию движений, практические навыки общения.

Жестовые и подражательные игры — формируют скоординированные двигательные способности, способствуя хорошему физическому и умственному развитию.

Примерное подражательное проведение игры «Жучок»

Цель: учить согласовывать движения рук с текстом.

Перед игрой следует рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением жучка божьей коровки. В тёплый период можно найти и настоящую божью коровку и рассмотреть её поближе, подержать ее в руках. Такое знакомство детям запомнится надолго. Рассказать детям, где живут жучки, чем питаются, как общаются друг с другом, как передвигаются, как добывают пищу, защищаются от врагов. Объяснить, что во время игры лапками жучков будут наши пальчики, а руки будут веточками дерева. Жучки очень любят гулять по деревьям в поисках еды, быстро перебирая маленькими лапками, они перебегают с ветки на ветку.

Божья коровка — это маленькое насекомое. Продолжительность жизни божьей коровки чуть больше года. Тело божьей коровки округлое, спинка красная с чёрными пятнышками, но бывают и других цветов: жёлтые, оранжевые, чёрные. У божьей коровки есть головка, она неподвижна, большие не выпуклые глаза, очень гибкие усики, три пары лапок и крылья. Живут божьи коровки группами на растениях. Питаются тлёй, и тем самым спасают фруктовые деревья от гибели. У божьей коровки есть враги, её могут склевать птицы, съесть пауки или ящерицы. При опасности божья коровка выделяет пахучую жёлтую жидкость, которая отпугивает птиц, а может схитрить и претвориться мёртвой, поджав лапки. Божьи коровки очень быстро умеют летать и могут улететь от врага. Размножаются божьи коровки весной или осенью. Самка откладывает яйца на листьях. Из яиц вылупляются личинки, а из личинок появляются жучки божьей коровки. Божьи коровки теплолюбивые насекомые, поэтому зимой они собираются группами и перелетают в теплые края. Если божьи коровки не улетели, то они впадают в спячку, прячась в корнях деревьев, опалой листве или под сухой корой.

Жучок

  1. Вот жучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
  2. Дождик с неба вдруг полил,
  3. И жуков на землю смыл.
  4. Солнце стало пригревать,
  5. Вот жучок ползёт опять,
  6. А за ним ползут все детки,
  7. Чтобы погулять на ветке.

Одна из рук — это веточка. Руку — веточку вытягиваем вперёд, пальцы на руке раздвинуты в стороны.

Вторая ручка — это жучок, который гуляет со своими детками «по ветке», быстро перебирая маленькими лапками.

1 — «Жучок» ползает по руке «ветке», быстро перебирая пальцами.

2 — Ладошка одной руки повернута вверх, пальцы сжаты вместе, указательным пальчиком другой руки слегка стучим по ладошке (имитируя капли дождя).

3 — Хлопаем ладонями по коленям.

4 — Руки сложены одна на другую тыльными сторонами, пальцы разведены в стороны, шевелим пальцами (солнышко светит)

5 — Действия, как в первом куплете

6 — «Жучки» ползают по голове.

Литература:

  1. Железнова Е. С. Аудиопособие. Музыка с мамой. «Веселая логоритмика».
  2. Железнова Е. С. Наша-то Катюша умная была (Пальчиковые игры) Москва «Карапуз». Серия «Для самых маленьких», 2008.
  3. Железнова Е. С. Аудиопособие «Методические указания к CD дискам серии «Музыка с мамой»
  4. Е. Железнова. Паучок ходил по ветке… Москва «Карапуз», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): божья коровка, игра, ребенок, интеллектуальная недостаточность, палец, Рука, ветка, жучок, координация движений, развитие речи.


Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Влияние подвижных игр на общее развитие детей дошкольного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Влияние подвижных игр на общее развитие детей дошкольного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Задать вопрос