Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.02.2020

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Аникеева, Е. П. Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!» / Е. П. Аникеева, Н. Я. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66930/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представленный нами проект рассчитан на несколько целевых групп:

– дети старшего дошкольного возраста;

– педагоги ДОУ, педагоги дополнительного образования;

– родители;

– социальные партнеры (МОУ «Пролетарская СОШ № 1, МБУК «Центр культурного развития «Молодежный», Ракитянское станичное казачье общество, Храм Успения Пресвятой Богородицы, ансамбль казачьей песни «Есаул», «Атамановы внуки» Ракитянского ЦКР «Молодежный» под руководством А. В. И О. А. Хвостиковых, детская библиотека).

Одной из важных задач нашего общества, является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи.

На сохранение духовно-нравственного компонента ориентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В соответствии с требованиями ФГОС духовно — нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» — задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Проект «Казаком быть — Родину любить!» направлен на формирование положительной динамике роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников.

С целью включения казачьего компонента в образовательную деятельность ДОУ на начальном этапе была разработана нормативно-правовая база, это приказы и положения о казачьей группе, разработана программа по нравственно — патриотическому воспитанию на основе традиций казачества «Пролетарские казачата». Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе нормативно-правовых документов и направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и традиций казачества. [5]

Целью программы являетсясоздание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

– Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

– Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

– Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

– Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

– Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Срок реализации проекта рассчитан на два учебных года. Возраст детей — старший дошкольный 5–7 лет.

1 этап — начальный (диагностический): этот период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.

2 этап — основной (формирующий), на котором осуществляется работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков. Это осуществляется с помощью внедрения игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений, народного фольклора.

3 этап — заключительный (аналитико-обобщающий): повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о традициях и культуре казачества.

В основе данного проекта лежат идеи М. Б. Кусмарцева [1], работы Еремин Н. М. [2], С. Е. Шишова, В. А. Кальней, Г. Н. Юлина, Р. С. Рабаданова, С. И. Артемьева.

За время проведения проекта: разработана программа «Пролетарские казачата», в группе создан мини-музей «Казачий курень», мини-музей под открытым небом «Казачье подворье» на территории детского сада, оформлены методические стенды «Православная культура — культура казачества», уголки православия. [4]

Разработаны и систематизированы дидактические игры «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я угадаю»; подвижные игры «Казаки — разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря — зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли». [3] С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, с жизнью казаков. Подобран и разучен народный фольклор, который включает в себя — песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки.

Организованы мероприятия «Возрождение казачества — это вовсе не ребячество», «Казачья ярмарка», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались» совместно с родителями, социальными партнерами, общественностью. Совместное исполнение песен, постановка танцев, подборка этнографического материала, знакомство детей со старинными обычаями.

Православие — духовный стержень казачества. Казак без веры — не казак. ДОУ тесно сотрудничает с Храмом Успения Пресвятой Богородицы п. Пролетарский: посещение Храма, встречи с протоиереем отцом Николаем, торжественные встречи и благословение от Епископа Губкинского и Грайворонского Софрония.

Результат проекта — сформированность духовно-нравственных и патриотических качеств личности, знание истории переселения казаков на Белгородской земле, особенности быта и жизни казаков, обычаи семейной казачьей культуры, осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.

Повышение мастерства и профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования духовно-нравственного воспитания у детей, укрепление семейных связей, появление общих семейных увлечений, что благоприятно сказывается на духовно — нравственном воспитании детей и установлении устойчивых партнерских отношений между педагогами, родителями, воспитанниками.

Казачество — это часть общей культуры, наше наследие. Мы должны не только сохранить и познакомить детей, его необходимо передать, чтобы они в свою очередь передали следующему поколению.

Приобретённый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети становятся более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляет познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Наши казачата являются участниками районных мероприятий. Принимают участие в районных фестивалях, народных ярмарках «Юсуповские собрания — 2018», «Белгородская слобода — 2018». Награждены Дипломом участника фестиваля одаренных детей «Таланты земли Ракитянской», ансамбля казачьей песни «Пролетарские казачата».

По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине — Белогорью.

Литература:

  1. Кусмарцева М. Б. «Сборник образовательных программ и методических рекомендаций» — Т.1. — Волгоград: Изд-во Волг ГМУ, 2012–304 с.
  2. Еремин Н. М. Казаки из Белгородской земли // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Армавир-Железноводск, 1998.
  3. infourok.ru/rabochaya-programma-amurskie-kazachata-3873099.html
  4. new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/10/opyt-anikeeva-e.p-.docx
  5. www.maam.ru/detskijsad/grazhdansko-patrioticheskoe...estva-belogorja.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь казаков, игра, казачонок, казачья песнь, культура казачества, малая Родина, народный фольклор, оказание помощи, Пресвятая Богородица, приобщение детей, старший дошкольный возраст, традиция, традиция казаков, Храм Успения.


Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы Природу уважаем, Мусор-шоу начинаем!»

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

«Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности

Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы Природу уважаем, Мусор-шоу начинаем!»

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!»

«Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности

Задать вопрос