Согласно ФГОС ООО, образовательный процесс должен быть направлен на формирование у воспитанников навыков самообучения, представленных системой универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия — это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности [6].
Эта задача должна реализовываться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Одной из форм внеурочной деятельности нахимовцев является классный час. В филиале «Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище)» классные часы тематически объединены в рамках двух программ:
– реализация программы «Профессия — Родину защищать!» позволяет решать задачи профориентационной работы с нахимовцами;
– реализация программы «Классный час» направлена на духовно-нравственное воспитание нахимовцев.
Цели, задачи, содержание программ, индивидуальные, личностные и возрастные особенности нахимовцев, уровень сформированности классного коллектива, профессиональный и педагогический опыт воспитателя являются факторами, обуславливающими выбор форм, методов и приемов проведения классных часов, которые также должны способствовать решению задачи формирования и развития универсальных учебных действий нахимовцев.
На классных часах духовно-нравственной тематики создаются условия для приобретения воспитанниками знаний о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения в обществе, личностных качествах человека, взаимосвязи человека и общества. Нахимовцы приобретают опыт самоорганизации совместной деятельности в парах и группах, выступления перед аудиторией, решения конфликтных ситуаций, ведения бесед, диспутов. Возможность использовать разнообразные педагогические формы, методы и приемы позволяет вызвать интерес нахимовцев к тематике классных часов, создать условия для проявления активности, желания самостоятельно познавать проблемы, относящиеся к духовно-нравственной сфере. Это говорит о наличии благоприятной учебной среды, способствующей формированию и развитию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных.
Хотелось бы более подробно остановиться на педагогических методах и приемах, применяемых в ходе проведения классных часов и направленных на формирование УУД.
Регулятивные УУД позволяют воспитанникам эффективно организовывать свою деятельность.
Целеполагание — это действие по постановке учебной задачи на основе соотнесения воспитанником известного и неизвестного в рамках изучаемого материала.
Традиционно в начале каждого классного часа после объявления темы уделяется внимание ее обсуждению, в ходе которого актуализируется жизненный опыт нахимовцев, совместно определяются цель и задачи занятия.
Так на классном часе «Дружба и товарищество — основа нахимовского братства» нахимовцы по желанию продолжили фразу «Дружба — это…», опираясь на свой жизненный опыт дали определение понятий «знакомый», «приятель», «товарищ», «друг», определили, что эта тема актуальна как для каждого нахимовца, так и для класса в целом, потому что в классе возникают конфликтные ситуации, которые не всегда удается решить конструктивно, а также не все смогли найти свой круг общения. В ходе обсуждения высказывания А. Сент-Экзюпери «Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии» пришли к единому мнению, что отношения формируются и наиболее полно проявляются в ходе совместной деятельности. Данный классный час проходил в конце учебного года, и нахимовцы уже знали, что есть такой вид групповой деятельности как тренинг, поэтому осознанно приняли основную задачу — закрепить в ходе выполнения игровых заданий навыки эффективного взаимодействия.
Планирование подразумевает составление плана и последовательности действий, направленных на достижение конечного результата. В ходе выполнения действий закономерно возникает необходимость внесения корректив как в план, так и способы его реализации.
Учитывая возраст нахимовцев (5 класс), на классных часах используются задания, направленные в первую очередь на формирование навыка действовать по инструкции, а при выполнении творческого задания нахимовцы самостоятельно продумывают результат и ход своих действий по его достижению.
На классном часе «День памяти фашизма» нахимовцы познакомились с историей возникновения этой памятной даты, просмотрели видеосюжет, узнали, как отмечают этот день в разных странах. А далее было предложено подготовить плакат «Мы против фашизма». Нахимовцам необходимо было выбрать содержание, продумать последовательность выполнения с учетом предоставленного времени.
Также на каждом классном часе уделяется внимание рефлексии занятия, которая направлена на формирование навыков самооценки и самоанализа, подведения итогов. Нахимовцы высказываются по поводу реализации задач, делятся тем, что узнали нового и т. д. Популярностью пользуется упражнение «Радуга». На цветах радуги нахимовцы прописывают ответы на вопросы: «Сегодня я узнал…», «Меня удивило…», «Было интересно…», «У меня получилось…», «Было трудно…», «Я научился…», «Теперь я могу…».
Познавательные УУД обеспечивают эффективное овладение информацией. Это умение осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия, осуществлять смысловое чтение.
Викторина — педагогический метод, который может быть использован как форма проведения классного часа либо как один из приемов. Широкий круг используемых заданий позволяет формировать и развивать познавательные УУД.
Формой проведения классного часа «Наши чувства и поступки» была выбрана викторина. Задания «Чувство — это…», «Поступок — это…» (необходимо выбрать наиболее полный ответ), «Определи чувство по описанию», «Портрет культурного человека» способствовали формированию умения определять понятия, а в дальнейшем самостоятельно их формулировать.
Задания «Поступки и проступки», «Мир чувств — противоположности» направлены на развитие навыка классифицировать информацию.
Обсуждение мультфильма «Джинкси Дженкинс и Джуси Джой» позволило определить взаимосвязь чувств и поступков людей, их влияние на жизнь человека в целом.
Широкие возможности для освоения навыков смыслового чтения предоставляет прием чтения и обсуждения притч. На классном часе «Добро и зло» классный руководитель зачитала притчу «Бабочка», завершить которую было предложено нахимовцам. Назывались различные варианты, а правильный ответ — «Все в твоих руках!» — вызвал живой эмоциональный отклик у класса. В ходе дальнейшего обсуждения нахимовцы осознали, что человек является творцом своей судьбы, совершая добрые и злые поступки.
Коммуникативные УУД позволяют воспитанникам эффективно осуществлять приемы активного слушания, ведения диалога, выступления перед аудиторией, коллективного обсуждения проблем, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Наиболее широкие возможности для развития коммуникативных УУД представлены в рамках социально-психологических тренингов. Единственная особенность — тренинги предполагают добровольное в них участие. Такой выбор мы не можем предоставить нахимовцам. Выход в следующем — проводить групповые занятия с элементами тренинга, т. е. согласно тематике классного часа подбирать разнообразные упражнения.
Среди упражнений на взаимодействие можно выделить следующие «Мостик», «Виноград», «Болота», «Веревочка», «Мусинг» [7], для эффективного выполнения которых воспитанники вырабатывают определенную тактику, учатся договариваться, слушать и слушать друг друга, выполнять совместные действия.
На развитие навыков выступления перед аудиторией, активного слушания, ведения диалога направлены упражнения «Продолжи фразу», «Опиши качество», «Анализ ситуаций».
На классных часах нахимовцы знакомятся с моральными и духовными ценностями, учатся принимать решения, делать выводы и совершать выбор, оценивать свои поступки и высказывать предположения об их последствиях, что способствует формированию личностных качеств воспитанников, является основной для личностного, жизненного и профессионального самоопределения, т. е. воспитанники осваивают личностные УУД
Рассмотренные примеры форм, методов и приемов проведения классных часов позволяют формировать и развивать одновременно несколько УУД. Цели и задачи конкретного классного часа будут определять целесообразность применения того или иного метода и приема, а также его направленность на формирование определенного УУД.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. (Методический конструктор). — М., Просвещение, 2010.
- 7. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. — М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya.
- http://www.teambuilding.in.ua.